Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Идеи и достижения прошлого существенно влияют не только на современные политические и правовые теории, но и на юридическую практику наших дней, – потому сложно переоценить значение изучения курса Истории политических и правовых учений для формирования, с одной стороны, всесторонне развитой личности, образованного и активного гражданина своей страны, а с другой – и гражданской позиции законодателя. Оно тем более возрастает в свете активизации в современной России разноплановой деятельности по закреплению демократических принципов функционирования государства и построению развитого гражданского общества.

Именно исходя из этого в учебные планы и включен курс «История политических и правовых учений», направленный на то, чтобы оказать помощь будущим юристам в формировании знаний об истории развития государственно-правовых идей на всём протяжении известной истории человечества.

Предлагаемый курс в значительной мере сориентирован на самостоятельную познавательную деятельность студентов – на их умение работать с нормативно-правовыми актами, литературой, накапливать и систематизировать информацию на бумажных носителях и в электронном виде.

Состав настоящего учебно-методического комплекса включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ и литературу к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачёту.

Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части студент знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим вопросам. Во второй части – изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России.

Такая методика позволяет представить общую ли­нию развития политико-правовых учений и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень развития политического и правового мышления в зарубежных государствах.

Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических заведениях в России и за рубежом.

Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатываю­щие политико-правовую проблематику.

Учебная литература, источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) ко всему курсу даны общим списком.

Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточным является только овладение учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно.

Изучение курса завершается зачетом, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.

8. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа способствует углубленному усвоению предмета, умению обобщать полученные знания. Одним из видов такой работы является подготовка к семинарскому занятию. Ценность такого вида занятий состоит в том, что студент имеет возможность не просто слушать, но и выступать, дискутировать, обмениваться знаниями, анализировать, сопоставлять, оперировать необходимой терминологией. Углублению знаний способствует рассмотрение вопросов через их проблемную постановку и на более высоком методологическом уровне.

Подготовка к семинарскому занятию предусматривает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с соответствующим разделом учебника, проработку дополнительной литературы и источников, необходимых для расширения кругозора по определенной теме, подбор и анализ материала для докладов и рефератов, предложенных преподавателем. История политических и правовых учений представляет собой весьма объемный материал и требует значительных усилий.

Базовым источником для получения знаний является учебник. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Основные положения лекции воспринимаются и запоминаются намного легче, если предварительно ознакомиться с темой по учебнику.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Необходимо также отметить сложные и непонятные места, чтобы обсудить их на занятиях с преподавателем.

Поскольку даже объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, большое внимание следует уделить изучению источников. Непосредственное знакомство с произведениями политико-правовых мыслителей (хотя бы в сокращенном хрестоматийном варианте) позволит более глубоко усвоить изучаемый материал и сделать самостоятельные выводы.

Особой формой самостоятельной работы является написание контрольной работы. Рекомендуемые темы опубликованы в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент вправе самостоятельно избрать тему контрольной работы, разумеется, по согласованию с научным руководителем. Контрольная работа представляет собой не только научно-информационное назначение и краткое изложение чужих научных выводов, но и должна явить собой отражение самостоятельных научных изысканий студента.

Контрольная работа по истории политических и правовых учений оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным статьям: необходимо изложить суть рассматриваемой проблемы, сделать выводы и обобщения; обязательны ссылки на первоисточники и используемую литературу. Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц (или 20 000 знаков с пробелами); верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; шрифт – Time New Roman; кегль – 14; интервал полуторный; нумерация страниц указывается в правом верхнем углу (номер на первой странице не ставится); сноски подстрочные (нумерация сквозная). На первой странице должны быть указаны Ф.И.О. студента, наименование магистерской программы обучения, номер группы, а также указана избранная тема контрольной работы.

Литература для изучения курса

1. Учебники и учебные пособия:

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений. Учебник. М., 2005.

2. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. Изд. 2-е, доп. М., 2010.

3. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Учебник. М., 2005.

4. История государственно-правовых учений: Учебник. / Отв. ред. В.В.Лазарев. М., 2006.

5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2008.

6. История политических и правовых учений: Краткий учебный курс. / Графский В.Г., Нерсесянц В.С., Золотухина Н.М., Мамут Л.С. [Серия: Краткие учебные курсы юридических наук]. М., 2010.

7. История политических и правовых учений: учеб. пособие / Рубаник В.Е., Рубаник С.А. М., 2011.

8. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004.

9. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2004.

10. История политических и правовых учений: Учебник. / Азаркин Н.М., Мартышин О.В., Мартышин О.В., Жуков В.Н., Завьялов Ю.С., Левченко В.Н., Поликарпова Е.В. М., 2010.

11. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений: от софистов до Гегеля: Учебник. СПб., 2005.

12. Малахов В.П., Михайлова Н.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие. М., 2007.

13. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие. М., 2011.

14. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

15. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2010.

16. История политических и правовых учений: Краткий учебный курс. / Графский В.Г., Нерсесянц В.С., Нерсесянц В.С., Золотухина Н.М., Мамут Л.С. [Серия: Краткие учебные курсы юридических наук]. М.: Норма, 2010.

17. Омельченко О.А. История политических и правовых учений: Учебник. 2-е изд. М.: Эксмо, 2011.

18. Поляков А.В., Козлихин И.Ю., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений: Учебник. СПб., 2007.

19. Рассолов М.М. История политических и правовых учений: Учебник. Изд. 2-е. М., 2010.

20. Рубаник С.А. История политических и правовых учений. Академический курс: учебник для вузов. М., 2012.

21. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли. X-XVIII века. М., 2003.

22. Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток: Академический курс. СПб., 2007.

23. Честнов И.Л. История политических и правовых учений: теоретико-методологическое введение. Учебное пособие. СПб., 2009.

24. Юрчук В.С. История политических и правовых учений: Конспект лекций. Изд. 2-е. М., 2011.

2. Хрестоматии:

1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. М., 1997.

2. Антология мировой правовой мысли: В 5-и т. М.: Мысль, 1999.

3. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. М., 2003.

4. История государственно-правовых учений: Хрестоматия. / Авт.-сост. С.В. Липень; Под общ. ред. В.В. Лазарева. М., 2006.

5. История политических и правовых учений. Ч.1. Зарубежная поли­тико-правовая мысль: Хрестоматия. / Сост. В.В. Ячевский. Во­ронеж, 2000.

6. История политических и правовых учений: Хрестоматия. / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2000.

7. Политическая мысль Европы конца ХІХ – начала ХХ века: Хрестоматия. Екатеринбург, 1991.

8. Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий. / Отв. ред. В.М. Сырых. Т.1. М., 2009.

9. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие: В 2-х ч. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980.

3. Рекомендуемая (дополнительная) литература

1. Августин Блаженный. О граде Божием. Книги I- XXII. СПб., 1998.

2. Азаркин Н.М. Монтескье: французский мыслитель, юрист. М., 1988.

3. Актуальные проблемы современного марксизма: [сборник статей] / Российские Ученые Социалистической Ориентации [науч. ред. С. И. Рудаков]. Воронеж, 2008.

4. Антипин Н.А. Критическое отношение К. Поппера к диалектике Гегеля. СПб., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: