Тема: Человек в литературе потерянного поколения

Периодизация контркультуры:

  • начинается с 50х годов (молчаливые и битники)
  • 60ые годы – бурное поколоение (цветочные/хиппи)
  • 70ые гг – поколение усталой молодежи
  • 80ое – кризистное, потерянное поколение
  • 90ые годы – поколение Х.

После второй мировой войны молодежью овладело чувство апатии, конформизма (покой, граничащий со смертью). В то же время, в отличие от потерянного поколения они не развили свой идеализм. Атомные бомбы перечеркнули американскую мораль и обнаружили новую сущность зла. В результате поколение разочаровывается в искусстве, в интеллекте, в образовании, в славе, в карьере. Молодежь выбрала только один способ борьбы с этим обществом – уход от него: в себя, в нетрадиционные религии, в наркотики (“радостная преступность”), в нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Родиной поколения битников стала Калифорния с ее побережьем, ее культовым отражение, с Сан-Франциско, с ее психоделическим роком. Самый яркие представители – Кизи («Полет над гнездом кукушки»), Джек Керуак («В дороге»), Алан Гирзберг (поэма «Вопль»), Уильям Берроуз (роман «Голый завтрак»). С самого начала сформировалось литературное направление и идеологическая группировка (фрейдо-марксистская, анархистская). В плане идеалов битники противопоставляют любви, дружбе, вере идеалы сексуальные.

Сквозь наркотический бред Берроуз в «Голом завтраке» смог очень остро и гротесково смог показать черты нашего времени. Это исповедь аморалиста, но то, что он видит вокруг, более аморально. Берроуз был единственным из битников, который выдержал испытание временем и избежал разочарования и пессимизма.

Культовым романом битников, который они называли библией, стал роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Роман Керруака «На дороге» был опубликован в 1957 году. Рукопись романа написал на рулоне бумаги. Дорога – это метафора и реальность одновременно. Метафора потому что это побег от общественной морали, а дорога – это реальное пространство, на котором происходят события. В романе очень много диалогов, дискуссий. Керуак служил во флоте, его комиссовали с диагнозом шизофрения, так как он отказывался убивать. Идеал Керуака – презирать правила, идеалы, жить в свое удовольствие. Роман начинается с представлений главного героя – Дин Мориарти. Его жизнь проходила между тюрьмой и публичной библиотекой. Идеология Дина – это миф о радостях простой жизни и протест против стандартного тепличного счастья. Кроме Дина все персонажи интеллигенты, ищущие смысл жизни. Они находят в лице Дина нового Христа. И под влиянием Дина они объявляют войну всякой морали. Разговоры – это самое большое удовольствие для героев. В качестве идеала выступает идея движения, некий биологизм. «В экстазе движения: быстрая езда и джаз».

В поэме Алана Гинзберга «Вопль» представлена еще одна концепция битничества: музыкальная, музыкально-поэтическая: джаз, RnB, музыкальные клубы «Чикаго» и «Сан-Франциско».

В отличие от модернизма литература потерянного поколения – это одна из разновидностей реализма, но реализма специфического, в центре внимания которого обычный человек, брошенный в бездну катастроф и исторических событий 20 века.

В 1926 году вышел роман Эрнста Хемингуэя «И восходит солнце» (в англ. переводе Фиеста). Эпиграфом были взяты слова американской писательницы Гертруды Стайн: «Все вы потерянное поколение!». Эти слова она сказала Хемингуэю на одном их литературных вечеров.

Под потерянным поколением понимается поколение молодых людей, участвующих в Первой мировой войне, либо поствоенного поколения, но находящихся в орбите Первой мировой войны. Как правило, это были молодые солдаты, лейтенанты и другие, которые вышли из войны потерянными, опустошенными.

Основные черты литературы потерянного поколения:

· выбор героев, прошедших Первую мировую войну, и неспособных вписаться в мирную жизнь.

· выражение сомнения в любых высоких словах, обесцененных войной

· онтологическое одиночество героев, их тяга к дружбе и любви

· психологизм в описании внутреннего мира, особенно в описании психологии мужчин

Первые произведения литературы потерянного поколения вышли сразу после мировой войны. В 1929 году вышло сразу 3 романа, которые считаются вершинами – «Прощай оружие» Хемингуэя, «Смерть героя» Р.Олдингтона, «На западном фронте без перемен» Ремарка (этот роман вошел в трилогию, после Возвращение 1931, и Три товарища 1938).

После романа Хемингуэя «По ком звонит колокол» 1940 года литература потерянного поколения сходит на нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: