Термин «информационные технологии» — один из новейших в политологической науке. Он включает в себя понятия «технология» и «информация», В отечественной политологии разработка проблем информационных технологий связана с такими именами, как А.И. Пригожий, В.В.Щербина, А.Н. Мелюхин, Ж.Тощенко, Т.В.Закупень и др.
Государственное управление — это управление в масштабах общества, призванное создавать и закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование некоторых информационно-технологических приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии.
-----234-----
Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Информационные технологии управленческого процесса — это средства организации управленческого труда, направленные на упоря- ~ дочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации.
|
|
Это механизм регулирования информационных потоков внутри органов государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов.
Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.
При исследовании темы «информационные технологии» целесообразно рассмотреть такие понятия, как «информационный поток», «информационные массивы, или банки, информации», «информационные каналы прямой и обратной связи».
Информационный поток— это совокупность сообщений с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной власти поток управленческой информации— это законы, указы, постановления, распоряжения, сводки и другие документы.
Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных структур и требованиями внешней среды.
Банки информации— это хранилища документов, сведений, данных. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах.
|
|
Управленческие связи могут быть реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.
Наибольшую значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение— это проект изменения общественных отношений и их упорядочение в конкретных политических ситуациях, который оформляет и согласовывает интересы участников управленческого процесса. В зависимости от субъекта, принимающего управленче-
-----235-----
ское решение, а также от уровня отражения в нем общественных интересов различают:
- • решения центральных органов государственной власти, осуществляемые в форме законов, нормативно-правовых актов (эти решения исходят из общегосударственных интересов и связаны как с определением стратегического курса развития, так и с задачами оперативного управления обществом);
- • решения, принимаемые политическими партиями как выражение групповых интересов;
- • решения, принимаемые в системе местной власти как форма согласования общегосударственных и региональных интересов.
Принятие управленческого решения— основная характеристика динамики управленческого процесса. Оно включает в себя технологические преобразования актов государственной власти и конкретные механизмы управления социальными процессами.
Процесс принятия управленческого решения складывается из следующего ряда управленческих циклов:
- • сбора информации о состоянии объекта управления,
- • подготовки и выработки решения,
- • организации людей и ресурсов на выполнение решений и контроль за их исполнением.
Технология процесса формирования решений предусматривает следующие этапы:
- • изучение проблемы, ее постановку и анализ;
- • сбор исходной информации, ее переработку и синтез;
- • оценка альтернатив и выбор оптимального варианта;
- • принятие решения.
Инструментом принятия решений может быть информационно-аналитическая система. В данном случае она выполняет информационную, трансформационную и управляющую функции.
Понятие «информационные технологии» применимо к процессу управления и исследованию информационных процессов в обществе в целом. Что касается общества, то анализ этого феномена связан с поиском наиболее эффективных форм использования всех видов информации и реализацией различных видов коммуникативных политик в орга-низации диалога власти с общественностью. Следует заметить, что сложившаяся в предшествующую эпоху организационно-технологическая система управления очень скоро перестала удовлетворять вызовам времени и соответствовать новой политической и экономической ситуации
-----236-----
в стране. По мере усложнения социальных связей возникли новые требования по совершенствованию процесса управления, связанные с регулированием, сохранением, поддержанием и эффективностью системы управления.
Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации.
Развитие информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной информации из информационных источников различных стран мира).
|
|
Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире — без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если в начале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации.
Информация характеризуется также тем, на что направлено ее использование. Здесь проявляется связь информации с другими функциями управления. Она может носить прогностический характер, быть связана с составлением разного рода программ, влиять на оперативно
-----237-----
управленческие решения, выступать составной частью организационной, инструктивной и методической работы органа управления.
Определение целевой направленности, особенностей, времени возникновения и использования информации позволяет исключить дублирование и обрабатывать ту первичную информацию, которая необходима для определенных функций управленческого процесса. Информация предшествует выполнению многих функций управления, помогает их осуществить на строго научной основе.
|
|
Информацию можно классифицировать в зависимости от особенностей управления и решения конкретных задач:
- • по целевому назначению (можно выделить директивную, инструктивную, контрольную, методическую информацию);
- • по интервалу времени;
- • по каналам передачи, формам и носителю информации;
- • по доступности и возможностям использования.
Политический аспект использования информации связан с тем, что любое государство стремится использовать информацию так, чтобы гарантировать его безопасность и обеспечить национально-государственные интересы.
Государство определяет пределы распространения внешней по отношению к нему информации на своей территории. Современная ситуация характеризуется, с одной стороны, расширением гласности и свободы распространения информации; с другой стороны, необходимостью информационной безопасности. Свободный обмен информацией предполагает решение двух взаимно противоположных проблем: обеспечить лучшую информированность населения, в полном объеме реализовать права граждан на гласность и получение общественно значимой информации и обеспечить ее защиту и сохранность.
С начала XX в. конфигурация мировой и российской информационных систем претерпела радикальную трансформацию. В единую технологическую цепь сложились такие элементы, как компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение локальных и глобальных информационных сетей создают принципиально новое качество трансграничного информационного обмена. Все это влияет непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и международную безопасность. Сегодня 120 стран мира ведут работы или завершают отдельные разработки по развитию возможного информационно-компьютерного воздействия на информационный ресурс потенциального противника. По инициативе И. Иванова (МИД РФ) на ГА ООН 4 декабря 1998 г. был вынесен документ «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» (Клепацкий).
-----238-----
В условиях перехода социально-политической системы к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности общества, государства, личности в условиях становления российской государственности на принципах демократии, законности, открытости информации. В настоящее время при решении проблем национальной безопасности— политической, экономической, военной, экологической и др. — вес информационных факторов непрерывно растет. Значение информации и обеспечение оперативного доступа к ней в политической борьбе всегда было бесценным и решающим на любых уровнях как внутри государства, так и на международной арене.
Во-первых, это касается системы принятия политических решений, стратегических и тактических задач управления. Здесь важны качество информации (ее достоверность, своевременность и полнота), используемой для принятия решений органами власти и управления, обеспеченность прав политических партий, общественных движений на свободное выражение своих программ, избирательных платформ через пресс-центры и средства массовой информации, а также регулярное информирование населения о политической и социально-экономической жизни страны.
Во-вторых, незаконное использование, хищение или искажение государственной тайны, деловой (банковской, коммерческой, статистической) информации, персональных данных ведут к тяжелым экономическим потерям и политическим ошибкам. Противозаконный сбор и использование информации, манипулирование ею (дезинформация, клевета, шантаж, безальтернативность), хищение из архивов, библиотек, использование вопреки интересам общества и граждан. С помощью электронных средств разоряются банки, дестабилизируется работа промышленности и транспорта, уничтожаются жизненно важные базы данных, выводится из строя система государственного управления. Довольно широкое распространение получили такие виды информационного оружия, как компьютерные вирусы, логические бомбы (программные закладные устройства), заранее внедряемые в информационно-управляемые центры военной и гражданской инфраструктуры и позволяющие осуществлять скрытый несанкционированный доступ к информационным ресурсам противника, средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, передача по каналам СМИ направленной информации, способы и средства, позволяющие внедрять
-----239-----
компьютерные вирусы и логические бомбы в государственную информационную сети и системы и управлять ими на расстоянии. Применение информационного оружия носит обезличенный характер, легко маскируется под обычную деятельность.
В-третьих, информационно-психологические воздействия, реализуемые через средства массовой информации и под влиянием зарубежных прессы, радио и телевидения, создают атмосферу напряженности и политической нестабильности в обществе, могут спровоцировать социальные, этнополитические, религиозные конфликты и массовые беспорядки. Информация влияет на формирование духовного мира, вызывает девиантное поведение социальных групп или отдельных индивидов.
Наконец, уровень развития информационных технологий, на которых основываются современные системы разведки, управления войсками и высокоточным оружием, существенно предопределяет исход межгосударственных конфликтов.
Наибольшую опасность для демократического развития страны представляют проблемы безопасности в политической сфере и в области духовной жизни общества. «Обеспечение информационной безопасности в области духовной жизни требует открытого провозглашения государственной, официальной идеологии, приемлемой для большинства населения и учитывающей культурные и исторические традиции многонациональной страны» (Смолян, Черешкин, 17)
Информационная защита необходима как для безопасности общества, государства, личности, так и для сохранности системы связей, компьютерных систем. В связи с этим значение имеет развитие информационных основ управленческой деятельности, типов информационных технологий. Если формы информационных технологий как структурные элементы любой управленческой системы и представляют собой технологическое оформление программного продукта, а также вид деятельности, связанный с реализацией намеченной цели, то, что касается типов информационных технологий, они различаются между собой тем, в каких сферах общественной жизни они реализуются— экономической, социальной, политической или духовной.
В реальной практике сложился и местами сохраняется традиционный тип информационных технологий, который демонстрирует простое накопление информации, без рационализации информационных потоков и эффективного, своевременного, оперативного транслирования информации в процессе управления. Увеличение потока бумаг перекрывает несовершенство управления с такими его пороками, как отсутствие профессионализма, дилетантизм и верхоглядство, поспешность в принятии решений, элементарное незнание алгоритма управленческих процедур.
-----240-----
Инновационный тип информационных технологий связан с научно обоснованными подходами к управленческому процессу, включающему в себя такие задачи, как системное информирование руководства о положении страны в целом и политической ситуации в регионах, тщательной проработке предлагаемых управленческих решений, выдаче прогнозов и практических рекомендаций. При использовании информационных технологий органам государственной власти и управления следует учитывать факторы, влияющие на управление социально-политическими объектами (политическими партиями, общественно-политическими движениями, регионами), а именно: сложность вербализации целей управления такими объектами, отрывочный характер описания их состояния, непредсказуемость поведения отдельных компонентов самого процесса управления.
В органах государственной власти и управления происходят существенные изменения обработки управленческой информации. Внедряются автоматизированные технологии по экспертизе и аналитическим процедурам. Идет поиск нужной информации в системе Интернет. Используются классические библнеметрические технологии, частотный анализ.
Создаются новые системы связи на национальном уровне. Разрабатываются корпоративные информационные системы, ведомственные системы закрытого типа и ограниченного доступа. Наиболее эффективно развиваются информационно-аналитические системы в администрациях субъектов Российской Федерации, инициированные Аналитическим управлением Администрации Президента, а также аналитическими службами Государственной думы и Совета Федерации России. Информационные технологии стали важнейшим фактором повышения эффективности управления практически во всех сферах общественной деятельности. Они перестали выполнять просто вспомогательные функции в деятельности государственных учреждений, а стали их необходимым и важнейшим элементом.