Формы и задачи

Развитие таможенного дела во всем мире стремится к упрощению и унификации, оперативности и автоматизации, что должно способствовать эффективному осуществлению операций таможенных процедур. Однако этого можно добиться только при условии внедрения в таможенную деятельность новых таможенных технологий, основанных на применении современной техники и использования других мер. Так Постановлением СМ СССР №1203 от 15.09.1988 г. новой таможенной службе (ГУГТК СССР) поручалось осуществить кардинальную перестройку имевшейся в то время технологий таможенного контроля на основе создаваемой информационно-вычислительной сети (ИВС) «Контроль» и вновь создаваемого Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ), что было осуществлено ГНИВЦом в 90-е г. В декабре 1994 г. Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), которая позволила автоматизировать процесс таможенного оформления и контроля товара, обеспечивала контроль доставки товаров и позволяла вести оперативный контроль за регистрацией валюты.

Таможенный контроль некоторыми учеными определяется как совокупность проверочных действий в определенных формах, достаточных для обеспечения соблюдения и обнаружения существенных нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. Однако такой подход ограничивает понимание полного содержания таможенного контроля. Поэтому (слайд4) таможенный контроль в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации (ВТО) обозначен как меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы». Киотская конвенция даёт такое же определение таможенному контролю. [1]

Но, как Вы видите, в этих определениях не обозначены конкретные меры обеспечивающие осуществление эффективного таможенного контроля. В процессе изучения дисциплины постараемся уяснить значение каждой из необходимых мер по обеспечению таможенного контроля.

(слайд 5) Объектами таможенного контроля в настоящее время (согласно п.2, ст. 95 ТК ТС «Проведение таможенного контроля») являются:

– товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу и (или) подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС;

– таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством стран Таможенного союза;

– деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;

– лица, пересекающие таможенную границу (кроме VIP лиц, поименованных в ст.105 ТК ТС).

Перечисленные объекты таможенного контроля имеют существенные различия между собой, поэтому требуют применения разных (слайд 6) форм таможенного контроля, которыми согласно ст. 110 ТК ТС являются:

– проверка документов и сведений;

– устный опрос;

– получение объяснений;

– таможенное наблюдение;

– таможенный осмотр;

– таможенный досмотр;

– личный таможенный досмотр;

– проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

– таможенный осмотр помещений и территорий;

– учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

– проверка системы учета товаров и отчетности;

– таможенная проверка.

Каждая из перечисленных форм таможенного контроля решает свои задачи, требует особого технологического подхода и соответствующего технического оснащения. При этом учитывается, что согласно ст. 161 № 311-ФЗ таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Формы актов, постановлений, протоколов и иных процессуальных документов, составляемых таможенными органами при проведении отдельных форм таможенного контроля, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением случаев, когда указанные полномочия возложены на Комиссию Таможенного союза.

При проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов решают задачи, вытекающие из предназначения таможенной службы, в том числе по линии общественных отношений с гражданами, которые определены в соответствующих федеральных законах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: