Схема создания конфликта

Напрашивается вопрос – существует ли схема построения литературного конфликта? Да! И вот она:

1. Предмет конфликта – что, собственно, стало камнем преткновения?

Это может быть материальные предметы (наследство, имущество, деньги и пр.) и нематериальные=отвлеченные идеи (жажда власти, соперничество, месть и т.д.). В любом случае конфликт в произведении – это всегда конфликт ценностей героев.

2. Участники конфликта (вторая наша опорная точка). Как мы помним, персонажи бывают главными и второстепенными. Градация проходит именно по степени вовлеченности действующего лица в конфликт.

Главные герои – те, чьи интересы лежат в основе противоборства. Например (из классики), Печорин и Грушницкий.

Все остальные являются второстепенными, могут входить в «группу поддержки» (быть приближенными к главным героям) или просто оттенять события (служить «объемным фоном»). К слову сказать, в произведении может быть масса второстепенных конфликтов между не основными персонажами. Чем больше точек пересечения интересов, тем более объемным выглядит текст.

Важно запомнить одно – каждый персонаж должен на что-то влиять, и каждая деталь должна работать.

3. Каждому герою для участия нужна мотивация, притом логичная и обоснованная. Важно запомнить – предмет конфликта может быть один, а мотивы персонажей – совершенно разными. Например:

В «Собаке Баскервилей» предмет конфликта материален (это деньги и поместье).

Мотив сэра Баскервиля (тот, который племянник) – вернуться на родину (как вы помните, он искал счастье в Канаде) и, став обеспеченным человеком, вести жизнь, подобающую английскому джентльмену.

Мотив Степлтона – устранить конкурентов (в лице дяди и настоящего племянника) и тоже стать богатым.

Мотив доктора Мортимера – выполнить волю своего друга, Чарльза Баскервиля (дяди), соблюсти законы наследования и позаботиться о Генри Баскервиле (племяннике).

Мотив Шерлока Холмса – докопаться до истины. Ну и так далее.

Как видите, предмет один, он одинаково значим для всех персонажей, однако мотивы разнятся.

Внимание! Есть интересный прием. Чтобы показать читателю, что он тут главный, автор может раскрыть конфликт последовательно глазами противоборствующих персонажей, а читатель уже сам выберет, на чьей стороне ему быть. Нельзя допускать однобокости, ведь как и в жизни, в литературе каждый участник сюжетного конфликта уверен на 100% в своей правоте. Покажите это.

БОНУС: мотивация персонажей. В книге Бернара Вербера «Последний секрет» есть таблица мотивации человека, и я нашел ее очень интересной. Автор на протяжении всей книги приводит аргументы в пользу этой схемы мотивов. Итак, возьмите себе на заметку и сохраните. Когда будете писать рассказ, возьмите в одну руку своего персонажа, в другую руку эту таблицу, и подумайте – что им движет? Каким он хочет стать?

1. Прекращение боли (избавление от сомнений и тревог)

2. Избавление от страха

3. Удовлетворение первичных потребностей выживание

4. Удовлетворение вторичных потребностей в комфорте

5. Обязанность (долг)

6. Гнев (месть)

7. Секс (влечение)

8. Наркотики (привязанности)

9. Личное пристрастие (хобби)

10. Религия (вера)

11. Приключение (адреналин)

Мы разобрали ЭТАП ПОДГОТОВКИ – выбран предмет конфликта, определен круг участников, каждому из которых присвоен весомый мотив. Что же дальше?

А дальше автору необходимо РАЗВИВАТЬ КОНФЛИКТ.

Как правило, конфликт строится в преддверии сюжета, в его экспозиции. Пример:

Жила была женщина, которая не могла иметь детей; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

- Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять?

- Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок увидишь, что будет! (Андерсен. Дюймовочка)

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

Выделяют конфликты:

- статичный. Герой не развивается. Ситуация может тянуться годами. Цель – анти-пример, автор мотивирует читателя по принципу «от противного». То есть, статичный конфликт не годится для того, чтобы строить на нем (и только на нем) все произведение – читатели со скуки умрут. Однако статичный конфликт весьма подходит для побочной фабульной линии.

- скачущий. Это когда герой, от которого мы и не ждали подобного, вдруг решил переметнуться на сторону зла (которое, по развитию сюжета, может оказаться и не злом вовсе). Характерная особенность – это спонтанность действий персонажа (впоследствии можно показать, что его решение было спонтанным только внешне). Скачущий конфликт – большое искушение для неопытного автора. При помощи такого конфликта можно достигнуть потрясающей динамики произведения, но! Малейшая неточность в изображении подспудных душевных переживаний героев, секвестирование эпизодов приведет к тому, что читатель не поймет мотивации персонажа и образуется логическая дыра в сюжете.

- постепенный. Формально автор показывает конфликт через цепь продуманных эпизодов. В каждом на героя оказывается некое воздействие. Герой вынужден отвечать определенными действиями. От эпизода к эпизоду воздействие усиливается, соответственно, происходит и изменение героя. Малые конфликты (т.н. «переходы») ведут героя от одного состояния к другому до тех пор, пока ему не придется принять окончательное решение.

- предваряющий. Об этом мы как раз упоминали, когда речь шла об экспозиции. И вот вам отличный пример - Так, в «Макбете» военачальник слышит пророчество, что он станет королем. Пророчество терзает его душу, пока он не убивает законного короля. Таким образом, пьеса начинается, когда у Макбета просыпается желание стать королем.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

Как создать правдоподобный конфликт? Учимся находить противоречия. Предлагаю отвлечься минут на десять, и каждый напишет по три пункта в каждый блок, исходя из типологии конфликтов. Можно брать конкретную ситуацию, с примерами (так будет даже лучше)

- в мире меня больше всего бесит

- в обществе / людях меня больше всего бесит

- в самом себе меня больше всего бесит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: