Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется в несколько этапов:
1. На первом этапе – исследуется возникновение и осознание потребности в том или ином товаре.
1.1. Определяют тип потребителя (семья, домашнее хозяйство, отдельная личность).
1.2. Определение характеристики товара (единовременного и длительного пользования; повседневная; периодичного; редкого спроса).
1.3. Используя приемы теории «предельной полезности», эластичности спроса и др. дают оценку (измеряют) потребности, потребление и спрос.
2. Вторым этапом является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. При этом используются различные каналы информации о товаре:
- персональные (семьи, друзья, соседи);
- коммерческие (реклама, продавцы, упаковка);
- публичные (средства массовой информации);
- эмпирические (опыт, испытания).
В зависимости от степени осведомленности задача маркетинга будет заключатся в том, чтобы лучше сориентировать покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор, либо ознакомить с товаром, создать интерес потребителей.
|
|
Важным шагом в моделировании поведения конечного потребителя на рынке являются этапы принятия решения о покупке.
Решение данной задачи может служить «модель черного ящика».
| ||||
Стимулы | ||||
Внутреннего характера | Внешнего характера | |||
Уровень развития потребностей | Традиции и обычаи | |||
Стремление к самоутверждению | Групповые интересы | |||
Склонность к экономии | Общественное мнение |
Одним из методов изучения требований потребителя является, типология потребителя. Она предполагает выделение из множества потребителей типических групп, для которых характерны одни и те же признаки. Например, с учетом социально-экономических характеристик (доход, условие и место проживания, состав семьи, пол, возраст, занятие).
Все большее развитие получает эмпирическая типология на основе психографического анализа поведения потребителя (интересы, хобби, консервативность и прогрессивность по отношению к нововведениям, представления о жизненных ценностях).
Потребители имеющие схожие социально-экономические и демографические характеристики, могут быть представлены как «модники», «прогматы», «эстеты», «максималисты», «технари».
Основой типологии потребителей являются панельные обследования.
Потребительская панель – это выборочная совокупность потребителей, предназначенная для систематических наблюдений по заранее разрабатываемым программам.
|
|
Капельный спрос это специфическая форма выборочных спросов, одна и та же совокупность исследуемых единиц опрашивается неоднократно и в течение определенного времени. Цель таких опросов – выявление тенденций изучаемого процесса.
Референтные группы – группы оказывающие прямое (т.е. при личном питание) или косвенное влияние на отношение или поведение человека.
(Общественные классы)