Объектом валютного регулирования

1(20)

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов. Ее состав, полномочия и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. N4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. на 29 декабря 2010 г., N437-ФЭ). К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов (на шесть лет). Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, а также половину состава ее аудиторов (ст. 102 и 103 Конституции РФ).

Счетная палата РФ — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

В рамках задач, определенных законодательством, она обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведение контрольно-аналитических мероприятий в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

§ организация и осуществление контроля своевременности исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

§ оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

§ контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

§ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

§ Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

§ Особо выделены ее полномочия по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и использованием кредитных ресурсов, а именно: управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государственных кредитов, а также средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

2 (23)

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в установленной сфере деятельности:

§ за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

§ за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

§ за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

§ за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

А также осуществляет:

§ функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

§ прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

§ в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ в установленном порядке надзор за судебными органами права и представляет законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы,

§ мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

§ профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

§ в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

§ соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

§ в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

§ взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

§ проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Службы;

§ иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

§ проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях -получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

§ проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

§ направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

§ осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

§ запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

§ заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

§ привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

§ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

§ осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

§ создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

§ разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, а также полномочия по контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях и территориальных органах).

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению министром финансов Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сотрудники Службы:

§ при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;

§ при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.

Руководитель Службы:

1. распределяет обязанности между своими заместителями;

2. представляет министру финансов Российской Федерации:

§ проект положения о Службе;

§ предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

§ предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Службы;

§ предложения по кандидатурам на должности руководителей территориальных органов Службы;

§ ежегодный план работы и показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности;

§ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы;

3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;

4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе;

5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

7. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Службы — приказы ненормативного характера.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных органов Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора — г. Москва.

Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Одним из источников формирования государственных внебюджетных социальных фондов являются страховые взносы.

Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных правовыми актами.

Одним из основных признаков является то, что страховые взносы являются централизованными доходами государства.

Данный признак определяется двумя моментами. Во-первых, внебюджетные социальные фонды, источником образования которых они являются, относятся к государственной форме собственности.

Более того, три из этих фондов находятся в федеральной собственности независимо от территориального уровня их образования. Исключением является фонд обязательного медицинского страхования, который разделяется на Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Однако территориальные фонды также являются государственной формой собственности, что подчеркивается в Положении об этих фондах Централизованный характер страховых взносов во все внебюджетные социальные фонды основан на централизованном регулировании порядка их установления и уплаты.

В частности, их размер, круг плательщиков, сроки и т. д. устанавливаются исключительно федеральным законодательством. Следующим признаком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды является то, что они относятся к обязательным неналоговым платежам. Их обязательность подтверждается тем, что суммы сокрытых, заниженных и не внесенных в установленный срок страховых платежей во внебюджетные социальные фонды взыскиваются в принудительном порядке, установленном законодательством.

Целевая направленность в использовании. Это означает, что страховые взносы зачисляются только в тот внебюджетный фонд, который был определен в момент установления взносов и используются в соответствии с общим целевым направлением средств фонда. Как и для всех страховых платежей, для страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды характерен признак возвратности. Возвратность выражается в том, что при наступлении определенных событий пенсионный возраст, болезнь, рождение ребенка, потеря работы и т. д. за счет страховых взносов и других источников, поступающих в соответствующий внебюджетный социальный фонд, обеспечивается ь.лф деленной мере материальная поддержка граждан и уплаченные страховые взносы как бы возвращаются. 40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации.

Государственный внутренний долг Для привлечения денежных средств в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит от лат. ссуда. Кредит - это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности.

Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента. Кредит имеет несколько видов форм. Одним из основных видов кредита, является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм. Государственный кредит как экономическая категория - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал.

Государство направляет его на общегосударственные потребности как правило, на покрытие дефицита бюджета либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

С правовой точки зрения государственный кредит - это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон Российской Федерации О государственном внутреннем долге Российской Федерации. Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.

Объектом валютного регулирования

являются валютные ценности. Согласно п.5 ст. 1 Закона № 173–ФЗ к валютным ценностям теперь относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Рассмотрим более подробно состав валютных ценностей. Первым элементом является иностранная валюта. В состав иностранной валюты включены следующие элементы:

• денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

• средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Вторым элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173–ФЗ к внутренним ценным бумагам.

Также объектом правового регулирования являются валютные операции.

Валютные операции на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: