Мои лекции

СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Возникновение социальной и культурной антропологии как науки

Вторая половина 19 века – 1871 год.

Э. Тайлор – эволюционизм. Временной и климатические факторы => культурная антропология (культура первична)

Фрезер – профессор первой кафедры антропологии в Кембридже. Общество определяет культуру - => социальная антропология.

Америка:

Л. Морган – культурная антропология (ученый – полевик)

Ф. Боас.

Во Франции – этнология.

Германия – народоведение (Völkerkunde)

Россия – 1846г – Надеждин, Кавелин – русское географическое общество. Судьба развития России как империи (государство, имеющее колонии (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия). Российская культура умерла из-за расширения территории Российской империи.

4 компонента культуры:

1. быт вещественный

2.быт нравственный

3.быт семейный

4. язык

Изучение материальной, духовной культуры, изучения социума, структур языка.

Н.Н. Миклухо-Маклай.

Методы антропологии

1. метод изучения устных источников:

(письменный источник произволен)

Иерархия устных источников (сокральность)

- мифы

Миф- синкретичное образование, характеризующееся абсолютной истинностью, отвечающее на все актуальные вопросы для общества и облаченное в повествовательную форму. (природа, культура, человек, общество)

- мифологический эпос (конкуренция мифу)

- героический эпос

Социально-экономическая эволюция. Мужские союзы. Низкое социальное положение в обществе. Что такое хорошо (+) и плохо (-)?

Тексты, обосновывающее лидерство воинов. Адресные, так как отражают воинскую верхушку. Разница в главном действующем лице – герой. Полубог, получеловек. Наличие божественной крови. Организация – медиация (посредник). Чудовище обладает медиативной функцией – способно жить в двух мирах. Классический героический эпос и архаический героический эпос – отличие в образе врага (чудовище) – актуален инородец.

- легенды

Играет на поле истории.

- историческое предание

- сказка

- анекдот

Устный источник. На чем держатся культурные связи, культурные парадигмы. Подвержен экранизации.

2. метод исследования письменных источников.

- летописно-хронологические

- документы (юридические, экономические, политические, статистические)

- художественная литература

- научные тексты

- личные

- обучающие тексты

- путешествия

Письменный источник всегда включен в рамки культуры

3. археологические источники

«+» - физически реален

«-» - трактовка

4. метод исследования этнографических источников

Источник, характеризующий культуру изнутри. Предмет принадлежащий к любой культуре и работающий в ней. Специфическая черта- функциональность.

5. метод исследования статистических источников

Исследование систем по количественному признаку. (результаты переписи населения)

6. метод полевого исследования

1 тип: маршрутное полевое исследование (упор на количество собираемого материала, максимально широкий охват территории) разведывательный характер

2 тип: стационарное полевое исследование (территория резко сокращается, упор на качество собираемого материала) базовый лагерь. Этнологический (антропологический) год - минимальный промежуток времени необходимый для изучения определенной культуры (на несколько месяцев длиннее календарного) => для адаптации

Предмет антропологии

Человек

Антропология

Социальная Культурная Физическая

(от предков к современному виду)

Этапы формирования предмета антропологии:

1. этап: ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

От простого к сложному

Дарвин – случайные мутации во всех направлениях.

Тайлор – в одно направлении (никаких случайностей). Концепция «живые» предки

Предыдущее Западная Европа

Китайцы

Корейцы

Австралийские аборигены

Идеальный инструмент для исследования европейского прошлого. Изучать нужно неевропейские народы. Изучаем эти народы, чтобы изучить свое прошлое.

2. этап 20г ХХ века. Критика эволюционизма:

1.эволюционизм знает ответы на все вопросы. Не объяснил откуда взялась культура.

2. 2 фактора – время и географические условия

2 типа человеческой культуры:

1. развивающаяся, эволюционистская культура (культура Европы) жизненно важно – будущее, прошлое и настоящее – инструмент. История национально-освободительных движений и утопических кампанеллы. Прошлое – конкретная структура, объясняющая нам почему так будет в будущем. Будущее – некий идеал.

2. культура модернизированная, инновационная.

Отношение к природе.

3.традиционная культура

Критика в связи с термином «примитивный». Задача – восстанавливать прошлое. Прошлое сакрализуется и принимает абсолютное значение. Традиционная культура стабильна. Предполагается, что для инновационной культуры этнические, антропологические процессы не свойственны, перешагнула этот этап культуры, характерны нации. Для традиционной культуры характерны этнические и антропологические процессы (надо изучать). Объект – неевропейская культура.

3 этап: 60-70е гг. ХХв.

Крах плавильного котла в США. американский плавильный котел сплавление различных этнических групп. 1 модель – гиперактуализация исходных этнических традиций. WASP

Этногенетическая миксация – процесс, происходящий в полиэтнических государствах, в которых полиэтносы превращаются в моноэтносы.

Кризисы, характерные для инновационной культуры:

1. информационный актуализация этнокультурной идентичности

2. коммуникационный

Информационный кризис

Расширение или уплотнение информационного пространства, вызванное гиперэволюцией информационных носителей.

Носители:

1. человек

2. письменность (появление поликультур)

3. печать

4. цифровые носители

- ограниченность информации

- авторитетная информация

- малые информационные доли, поиск авторитетных источников.

1 тип: передача информации от старшего поколения к младшему

(1____>2____ >3)

2 тип: в условиях раздельного проживания

(1<____2<____ 3)

1ый видоизменяется под влиянием 2ого.

3 тип: под влиянием усиливающегося информационного пространства.

(1<____>2<____ >3)

Избыточность информационного пространства => огромное количество информационных потоков. Человек ищет авторитетный.

Теория масок

Традиционная – воспроизводство известных путей информации

Коммуникационный кризис

Актуализация этнокультурной идентичности.

1. актуализация родной этнокультурной идентичности. Наличие генетической связи. Актуализация родной религиозной идентичности.

2. актуализация чужой этнокультурной идентичности

Неусвоение своей этнокультурной идентичности. Актуализация чужой религиозной идентичности.

3. актуализация субэтнической идентичности.

Субэтнос – возникающая внутри этноса группа, характеризующаяся более плотными внутренними связями, чем специфично внутри этноса. (казачество, поморы, чалдоне)

4. актуализация искусственной этнокультурной идентичности

Повышения уровня дискретности культуры ив нарушении общего смыслового поля. (инновационная культура развалилась на осколки)

Повышает уровень внутренней конфликтности.

Теория этносов

I. объективизм (примордиализм)

Этнос – объективно существующий феномен и является продуктом эволюции. Этнос – результат длительного развития

1. эволюционно-биологический подход

Результат естественной биологической эволюции. Этнос биологически детерминирован. В основе этноса специфические коммуникационные модели.

А)Пьер Ван дер Берг (по генетическому признаку)

Этнос формировался как кровно-родственная группа… …как сложный биологический организм. Непотизм – преимущество кровно - родственных связей перед всеми остальными. Жертвенное поведение, обуславливающее выживание своего коллектива.

Механизм – реципрокность – взаимность «свой всегда свой»

Б) теория Л.Н. Гумеелва «Теория пассионарности»

«кормящий и вмещающий ……»

Вспышки энергии – биогеохимическая энергия живого вещества биосферы земли. Общий энергетический заряд – определил их общность. Этнос превращается в энергетическую систем, для которого характерна определенная фаза колебаний. Их объединяет одна фаза колебаний. Масса людей получает неодинаковое количество энергии. Поглощение по мере утраты энергии => этнос впадает в состояние гелиостаза. Энергия потихоньку кончается, приходит другой этнос более бодрый. На ту же …. Энергия ….. еще раз.

Этничность. Признаки возникают в результате биологического процесса.

2. эволюционно-исторический подход

Марксизм – формационный подход. Есть закономерность исторического развития => смена формаций.

Факторы (идентичности):

1. территория, на которой формируется народ

Географический фактор. Хозяйственный тип и коммуникационная парадигма. Идентификационный признак.

2. общность исторического развития

3. культура как активное проявление человеческой деятельности

Логика непрерывной и постепенной эволюции, гарантирует принадлежность к этносу.

4. язык

5. самосознание

Создает устойчивый культурный стержень.

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, характеризующаяся общностью материальной и духовной культуры, включая язык, а так же общем самосознанием, проявляющимся в этнониме.

Этничность – история, территория, материальная и духовная культура, все изменения языка, все изменения в самосознании. Процесс постоянной рефлексии тех или иных изменений.

II. конструктивизм

Этнос – понятие виртуальное. Он есть, но вызван не эволюцией. Этнос – интеллектуальный конструкт. В создании его участвуют деятели (интеллектуальные люди, политики). Ф. Бард.

Этничность – социальная форма организации которых отличий… характеризуется мифичностью.

III.инструментализм.

Этнос – конструкт политической элиты (для борьбы за власть)

Наличие отличий конкретизируется политической элитой. Политическая элита формирует представления об уникальности данной группы. Формируются основополагающие ценности культуры, которые становятся абсолютными. Формируется угроза этим абсолютным ценностям в обмен на поддержку гарантируется защита этих абсолютных ценностей.

Особенности традиционно й культуры

Traditio – «я передаю»

Информация, передаваемая из поколения в поколение + механизм трансляции

Способы трансляции информации:

- диахронный: вертикальное распространение информации (от поколения к поколению)

- синхронный – горизонтальное распространение информации в рамках одного поколения.

В традиционной культуре только диахронный способ трансляции информации.

Традиционная культура не обладает письменностью. Письменность размывание основ традиций.

Отсутствие конфликта между отцами и детьми. Набор знаний не изменен. Информация имеет сакральный статус, ее нельзя изменять. Вся суть - чтобы сохранить неизменным информационное пространство. Идеальная традиционная культура – бесписьменна.

Информация традиционного общества:

Эффективные поведенческие модели, обеспечивающие выживание коллективу. Если нет письменности – мы их запоминаем. Ограниченная возможность человеческой памяти. Предельное информационное пространство традиции. Знание в традиционной культуре – совокупность наиболее правильных действий в разных ситуациях, действия проверенные опытом.

Объем памяти: возможность запоминания. Запоминаем действия – охота, собирательство. В конце концов объем памяти заполнен. Память забита правильными вариантами, новый вариант – риск, что схема не сработает, нет места для эксперимента. Ориентировано на пассивное большинство.

Изменения происходят очень медленно. Дрейф по направлению к развитию. Трансляция неизменного характера – высокий авторитет источника, священность информации.

Слаб природой, проблема осознания своего бессилия. Человек придумывает другой мир и постулирует это мир, чем обычный материальный, эти проблемы решаются в его воображении: победил или проиграл?

Создание глобальной проблемы. Иллюзия присутствия структуры там, где ее нет. Природа окружения – коммуникационное партнерство. Определяли желаемый результат и препятствия, стоящие перед ним. Эффект психической защиты: человека невозможно разубедить в правоте его модели => более стойкий уровень жизнеспособности общества.

1. традиционная культура создает искусственную уверенность для всех.

2. бриколаж

Особенности мифологического мышления

Леви – Брюль – мышление первобытных людей подобно мышлению детей, отсутствует причинно-следственные связи, вводит термин алогичное мышление.

Леви – Строс – мышление первобытных людей логично по-своему, своя система причинно-следственных связей. Термин «бриколаж» (отскок) – особенности мифологического мышления. Область осмысления лежит в другой области.

Божественный прецедент – любое действие имеет свой источник. Любое изменение ведет к лучшему. Творчество – эпоха появления всех изменений. Первое действие определяет всю систему ценностей. Человек занимается копированием прецедента, поэтому нельзя нарушать модель. Божественный прецедент связан с культурными героями. (культурные герои: Прометей, Паньгу, Нюйла)

Трикстер – (роль его в культуре) (Гермес) общая космогоническая схема.

Хаос - сумма всех потенциалов (невыполненных возможностей). Акт творения – выполнение возможностей.

Время имеет начало и конец.

Правильность воспроизведения. Мифологическое мышление создает миф.

1. космогонический миф

Космическая жертва. 2 категории жертв: формируется модель мира:

- зооморфная

- антропоморфная

Первое существо, первое явлении, первое действие, имеет человеческий облик, приносится в жертву. (Паньгу, Паруша)

- тереоморфное (чудовище) (характер героического подвига, поединок, победа). Индийская традиция Индира – Вритра - дракон. Мардук – Бог, Тиомист – дракон – вавилонская традиция.

2. антропогонический миф (для синхронизации исходной социализ. С текущим)

- этиологический: простое доделывание – возникновение тех или иных элементов. Мир был не таким, потребовались усилия, чтобы его доделать.

- борьба с чудовищем (на уровне населения)

- ложная эсхатология (сюжет о всемирном потопе)

3. социологический блок.

Объясняет все сложности социальных отношений.

Лекции Жанны

Предмет антропологии

Человек

3 этапа. 20 век.

1. этап: формирование метода антропологии (начало 20 века)

Путь, по Тайлору, известен, эволюция может быть только в одном направлении.

Концепция «живые предки». Люди, которые находятся ниже по шкале. Данная концепция идеальна для изучения прошлого.

Задача антрополога – эволюциониста - «живой предок». Чтобы изучить себя нужно сначала изучить неевропейские народы (предмет антропологии).

2 этап: 20е года 20 века.

Критика эволюционизма.

1 направление критики – эволюционизм не может знать всего про общество. Так и не объяснил откуда взялась культура

2 направление критики – критика критерия времени (географические и временные параметры) кто дольше развивается, тот лучше.

2 типа человеческой культуры:

1 тип: ориентированный на прогресс (культура Европы). Весь набор значимых смыслов главным образом в будущем. Прошлое и настоящее не более чем инструмент для будущего. Инновационная культура та, которая постоянно себя обновляет. Отличие от других – отношение к природе – использовать как ресурс развития.

2 тип: традиционная культура. Примитивная. Задача традиционной культуры – восстанавливать прошлое. Прошлое сакрализуется и воспроизводится в тотальном виде. Достижение стабильности.

3 этап: 60-70ее гг 20 века.

Крах концепции плавильного котла. Этногенетическая миксация

1.информационный кризис

2. коммуникационный кризис

Оба кризиса ведут к актуализации этнокультурной идентичности

1. информационный кризис связан с расширением и уплотнением инфрационного пространства, сто вызывает гиперэволюцию информационного общества.

Человек (мозг)

Письменность – Печать – массовость

Цифровые носители информации – упрощение способа сохранения, трансляции информации.

Все другие типы информации не характерны для человека.

Возникает тип традиционной культуры

Ограниченность человеческого ресурса

Авторитетная информация. Человек ориентируется на малый объем информации. Поиск авторитетного источника.

Культура не может этого предложить.

Типы культуры:

Информация передается от старшего поколения к младшему. (основан на совместном проживание 3х поколений)

Старшее поколение занимает более высокий статус.

В условиях раздельного проживания 3х поколений, родители воспитывают своих детей. Процесс накопления опыта у родителей продолжается, остается потребность в получении информации от своих родителей. Информация теряет характер безусловности.

Под влиянием информационного пространства корень конфликта между отцами и детьми перестает восприниматься информация. Дети обладают принципиально разной информацией. Информационный поток получает встречный импульс.

Данный процесс увеличивает конфликтность в социальном круге.

Избыточность информационного пространства вызывается огромным информационным потоком. Человек ищет авторитетный, чтобы адекватно на него реагировать. Потеря психологической адекватности из –за большого потока информации.

Традиционные информационные форматы.

Наш мозг не готов воспринимать. Представителям традиционного общества нужно только воспроизводство.

Коммуникационный кризис. (конспект иначе на экзамене конец)

Актуализация этнокультурной идентичности.

1. актуализация родной этнокультурной идентичности. Наличие генетической связи. Актуализация родной религиозной идентичности.

2. актуализация чужой этнокультурной идентичности

Неусвоение своей этнокультурной идентичности. Актуализация чужой религиозной идентичности.

3. актуализация субэтнической идентичности.

Субэтнос – возникающая внутри этноса группа, характеризующаяся более плотными внутренними связями, чем специфично внутри этноса. (казачество, поморы, чалдоне)

4. актуализация искусственной этнокультурной идентичности

Повышения уровня дискретности культуры ив нарушении общего смыслового поля. (инновационная культура развалилась на осколки)

Повышает уровень внутренней конфликтности.

Теория этносов

I. объективизм (примордиализм)

Л.Н. Гумилев – пассионарии. Биогеохимическая энергия живого вещества биосферы земли.

Этнос превращается в энергетическую систему для которой характерна своя фаза колебаний. Поглощении е утраченной энергии. Этнос впадет в пассивность, лтбо приходит другой этнос, либо на ту же территорию энергия бьет еще раз.

Этничность совокупность культурных признаков, позволяющих отделить своих от чужих.

Эволюционизм (исторический подход)

1. территоря

2. историческое развитие

3. культура как активное проявление человеческой деятельности.

4. язык

5. самосознание

Бромлей – этнос – исторически сложившая на определенной территории общность людей, характеризующаяся общностью материальной, духовной культуры, включая язык, а так же общим самосознанием, проявляющимся в этнониме.

Вся история, материальная культура, духовная культура, изменения языка и самосознания.

2. конструктивизм

Этносы вызваны необъективно

этнос- интеллектуальный конструкт

Ф. Барт

Этничность – социальная форма организации культурных отличий.

3. инструментализм

Политическая элита формирует этносы для успешной борьбы за власть. Есть объективные отличия одних от других. Формирует основополагающие цели данной культуры. Угроза этим ценностям. В обмен на поддержку гарантируется защита этих ценностей.

Особенности традиционно й культуры

Отсутствует конфликт между отцами и детьми. Информация передается от старшего к младшему поколению.информация имеет крайне высокий статус и нельзя изменить. Игнорирование письменности в качестве инновации. Письменность для сохранения традиций. Эффективные поведенческие модели. Обеспечивают выживание коллектива. Традиционная культура рассчитана на пассивное большинство. Изменения происходят очень медленно. Неизменный характер информации. Материальная сфера крайне уязвима. При слабой материальной сферы в отношении с природой традиционная культура проигрывает. Следует смещать актуальность проблемы – человек придумывает другой мир с другими проблемами. Есть бытовые проблемы и глобальные. Человек сам решает победил он или проиграл, так как сам создает правила. Мифология создает мир с глобальными проблемами и дает инструмент к решению. Сакрализируясь, информация становится неизменной. Природа из объекта становится субъектом. Природное окружение становится коммуникационным партнером. Мы можем сами определить препятствия и результат. Создается эффект психологической защиты. Человека невозможно разубедить в его правоте. В результате более высокий и устойчивый уровень жизни человека.

Бриколаж

Особенности мифологического мышления

Леви – Брюль – мышление первобытных людей подобно мышлению детей, отсутствует причинно-следственные связи, вводит термин алогичное мышление.

Леви – Строс – мышление первобытных людей логично по-своему, своя система причинно-следственных связей.

Божественный прецедент

Нельзя вносить изменения в поведенческую модель. Происходит процесс сакрализации. Первые модели появляются до человека. Культурные герои – трансляторы достижения культуры.

Трикстер – трюкач, персонаж, который содержит в себе другие качества. Представитель хаоса. Хаос – ни одна возможность не воплощена. космос – бывший фрагмент хаоса, имеющий определенную форму, неизменен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: