Бюджет: образование, социалка и строительство дорог / 24.KG / 04.09

Татьяна Кудрявцева

Министерство финансов представило проект бюджета страны на 2016 год. Судьба у документа незавидная. В разгаре предвыборные баталии, так что принимать его будет уже новый состав парламента. Выстраданный документ может в итоге измениться до неузнаваемости. Хотя и сейчас он разительно отличается от предшественников.

Кроить до бесконечности

Предварительное бюджетное заявление Министерство финансов представило в конце июля. В документе традиционно озвучены данные о прогнозе социально-экономического развития КР на ближайшие три года. Однако документ в разы отличался от того, что накануне принял парламент. Цифры были следующие: по итогам 2015 года рост ВВП ожидается в 1,8 процента (вместо озвученных ранее 2 процентов) и составит 437,8 миллиарда сомов, что на 800 миллионов меньше июньского прогноза. Планируемый годовой уровень инфляции снижен с 11,3 до 9,4 процента.

В законопроекте о бюджете на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы данные вновь оказались другими. Представленный в парламент документ сверстан из расчета курса доллара в 64,8 сома. Да и прогнозы социально-экономического развития КР в нем более оптимистичны, чем озвученные в июне-июле.

«Нам пришлось оперативно пересчитывать бюджет. Министерство экономики взяло за основу фактические макроэкономические показатели за семь месяцев 2015 года. На этом основании создан новый прогноз и затем сверстан бюджет», - отметил министр финансов Адылбек Касымалиев.

Итак, бюджет страны на 2016 год сверстан из расчета, что реальные темпы роста ВВП в 2016-м сохранятся на уровне 5,2 процента. Рост будет возможен за счет увеличения темпов производства в сфере услуг, строительства, сельского хозяйства и промышленности.

Доходный оптимизм

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и неутешительные прогнозы экспертов, в Минфине все же говорят о ежегодном увеличении доходов бюджета. Их общий объем с учетом грантов по программе госинвестиций прогнозируется в сумме 136 миллиардов 833,1 миллиона сомов, или 27,3 процента ВВП.

По сравнению с бюджетом-2015 доходы по отношению к ВВП снизятся на 1,4 процента. Это произойдет за счет уменьшения неналоговых доходов и полученных официальных трансфертов. При этом налоговые доходы увеличатся. В номинальном же выражении доходы бюджета, наоборот, вырастут на 8,6 процента, или на 10 миллиардов 838,3 миллиона сомов.

Самый большой вклад в казну делают налоговая и таможенная службы. В 2016 году налоги сложатся в сумме 107 миллиардов 647,3 миллиона сомов с ростом в 15,9 процента (14 миллиардов 805,3 миллиона сомов). Их доля в ВВП достигнет 21,5 процента. При этом большую часть денег соберут налоговики - 75 миллиардов 471,2 миллиона сомов. Еще 32 миллиарда 176,1 миллиона сомов поступят от таможенников.

Неналоговые доходы государственного бюджета в 2016 году оцениваются в 17 миллиардов 556,2 миллиона сомов, или 3,5 процента к ВВП. В уточненном бюджете 2015 года эта сумма составляет 5,2 процента к ВВП. В структуре неналоговых доходов планируются поступления от выплаты процентов по бюджетным ссудам и кредитам в 1 миллиард 95,4 миллиона сомов, дивидендов на госпакет - 1 миллиард 550,8 миллиона, арендной платы - 829,6 миллиона.

В то же время в Министерстве финансов признают, что риски пополнения даже столь скромной и рассчитанной на реалии казны значительны. Главный из них - тенденция к снижению импорта стран ЕАЭС, членом которого КР стала с 12 августа. Оценочное выпадение налогов и таможенных платежей может составить от 2 и выше миллиардов сомов. Еще один негативный фактор - возможное принятие кабинетом министров КР решения о полной или поэтапной отмене налога с продаж (НсП). В проекте бюджета на 2016 год прогноз по НсП - 9,4 миллиарда сомов. Исходя из принятого правительством сценария по отмене налога, казна может не досчитаться от 1,5 до 6 миллиардов сомов.

Формирование расходной части бюджета стало настоящим испытанием на прочность для нового министра финансов и его команды. И проблема тут не в традиционном дефиците. Финансистам нужно было решить, что важнее – хорошая зарплата учителей или бесконечные командировки госслужащих.

«В бюджет 2015 года уже заложили 2,2 миллиарда сомов на увеличение зарплаты учителей. На следующий год сумма еще больше. В последние годы в собственность государства вернулось много детских садов. Их отремонтировали, но не могли открыть из-за отсутствия денег на зарплату воспитателям и другому персоналу. Сейчас проблема решена. К тому же мы увеличили заработную плату негосударственных служащих. Это привело к увеличению расходов на 2016 год на 8-9 миллиардов сомов. В итоге нам осталось мало средств на бюджет развития», - признал глава Минфина.

«Нам пришлось сокращать бюджет министерств и ведомств по статьям «Машины и оборудование», «Здания и сооружения». Кроме того, мы объединили все статьи коммунальных расходов в одну. Пусть ведомства распоряжаются этими деньгами по своему усмотрению», - добавил он.

Что ж, радует хотя бы то, что пока из уст министра не звучит слово «секвестирование». Похвально, что вместо перекройки бюджета Минфин решил сократить неприоритетные расходы. Ведомства как-нибудь выживут без многочисленных поездок и миллионных переговоров по телефону. А там, глядишь, и привыкнут экономить.

Социальные гиганты

В 2015 году жить по средствам мы так и не научились. Расходы увеличиваются. Но оно и понятно. Проблем у страны все больше, и решать их нужно здесь и сейчас. А потому как минимум три ближайших года мы проживем с дефицитом бюджета. Общие расходы республиканского бюджета на 2016 год установлены на уровне 147 миллиардов 153,4 миллиона сомов, или 29,3 процента к ВВП. По сравнению с нынешним годом траты увеличатся на 10 миллиардов 294,9 миллиона сомов.

Есть и еще одна характерная черта казны, которая в ближайшее время не изменится. Она по-прежнему социально-направленная. Эксперты и чиновники считают, что государство должно тратить меньше на социалку и больше на развитие. Но изменить ситуацию коренным образом пока не удается. Траты на образование, здравоохранение и социальную защиту составят 72 миллиарда 290,6 миллиона сомов, или 44,3 процента от расходов бюджета.

Самые крупные траты предусмотрены на социальную защиту - 35 миллиардов 626,2 миллиона сомов, или 22,3 процента от общих расходов бюджета. Больше всего средств потратят на Социальный фонд и Минсоцразвития. На выплату пособий, компенсаций, соцобеспечение трудящихся, содержание стационарных учреждений социального обслуживания планируется выделить 8 миллиардов 57,7 миллиона сомов. На выполнение обязательств по льготному (досрочному) пенсионному обеспечению, выплату пенсий военнослужащим, надбавок к пенсиям и компенсациям предусмотрено 17 миллиардов 46,4 миллиона сомов.

Еще одна весьма затратная статья – «Образование». В 2016 году на нее израсходуют 21 миллиард 957,2 миллиона сомов. Самые большие траты у Министерства образования и науки КР – 18 миллиардов 678,2 миллиона сомов. Расходы увеличены на заработную плату сотрудников вновь открытых дошкольных учреждений, повышение зарплаты в связи с введением квалификационных категорий учителей в общеобразовательных школах, введение 480-часовой программы обучения детей, не посещающих детские сады.

Третьим в списке статей расходов значится здравоохранение. Эта сфера заберет из госказны 14 миллиардов 707,2 миллиона сомов. Из них 10 миллиардов 227,1 миллиона выделят Фонду обязательного медицинского страхования. Расходы на него в 2016-м увеличатся на 1 миллиард 682,7 миллиона. Это связано с переводом организаций здравоохранения Бишкека на финансирование из республиканского бюджета.

Куда скромнее предусмотрены траты на оборону и безопасность - 2 миллиарда 94,9 миллиона сомов и 1 миллиард 585,5 миллиона. С другой стороны, в бюджете на 2016 год приятно удивили расходы по разделу «Экономические вопросы» - 54 миллиарда 2 миллиона сомов. Почти половину этой суммы составят траты на ремонт, реконструкцию и обслуживание дорог - 24 миллиарда 141,4 миллиона сомов. А это уже важный шаг в сторону улучшения инвестиционной привлекательности страны и создание дополнительных рабочих мест.

И снова недостача

Как бы финансисты не форматировали бюджет страны, он остается дефицитным. В 2016 году сверх доходов планируется потратить 27 миллиардов 353,8 миллиона сомов (5,5 процента к ВВП). Деньги правительство рассчитывает искать как по внутренним, так и по внешним источникам. По внутренним складывается отрицательное сальдо в 3 миллиарда 688,3 миллиона сомов, по внешним – положительное в 31 миллиард 42 миллиона сомов.

Проще говоря, Кыргызстан продолжит ходить по миру с протянутой рукой. При этом внешний долг страны приближается к критической отметке в 60 процентов от ВВП. Хотя новый министр финансов, в отличие от предшественницы, ничего страшного в этом не видит. «Ничего страшного в том, что уровень внешнего долга КР увеличивается, нет. Мы сами поставили планку, можно ее и изменить. В мире много развитых государств, чей внешний долг значительно превышает объем ВВП. К тому же большинство займов, которые делает КР, - льготные, с длительным сроком погашения», - пояснил ИА «24.kg» Адылбек Касымалиев.

Немного о грустном

Бюджет Кыргызстана на 2016 год сверстан из расчета, что курс доллара будет составлять 64,8 сома. Критики, конечно, не упустили возможность кивнуть Минфину и Минэкономики на то, что можно было заложить и более высокий курс. Но стоит отметить, что такие данные более актуальны. Ведь бюджет 2014 года сверстали по курсу на 10 сомов ниже реального, но особых проблем в итоге это не создало.

Что реально вызывает опасения, так это перенос принятия документа на неопределенный срок. Законопроект поступил в парламент аккурат перед стартом предвыборной кампании. Депутаты дважды не смогли собрать кворум и отказались от проведения заседаний до выборов. Это означает, что принимать бюджет будет новый состав парламента. Так сказать, с новыми силами и свежими идеями. Потому самую главную перекройку бюджет переживет глубокой осенью.

МАКРОЭКОНОМИКА И СТАТИСТИКА

Показатели внешней торговли стран ЕАЭС

Внешнеторговое сальдо РФ за 7 месяцев упало на 18% / ВЕСТИФИНАНС.РУ / 04.09

Сальдо торгового баланса в январе-июле 2015 г. сложилось положительное в размере $106,9 млрд, что на $23,6 млрд меньше, чем в январе-июле 2014 г., сообщила сегодня ФТС.

По данным таможенной статистики, в январе-июле 2015 г. внешнеторговый оборот России составил $314,1 млрд и по сравнению с январем-июлем 2014 г. снизился на 34,0%.

Экспорт снизился на 30,6% до $210,5 млрд, импорт упал на 40% до $103,6 млрд по сравнению с январем-июлем 2014 г.

Основу российского экспорта в январе-июле 2015 г. в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 68,5% (в январе-июле 2014 г. – 75,6%).

Стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 36,6%, а физический – возрос на 6,1%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта нефти сырой на 8,7%, электроэнергии – на 20,4%, нефтепродуктов – на 11,7%, в том числе: керосина – на 36,7%, дизельного топлива – на 11,4%, топлив жидких – на 13,8%. При этом снизились физические объемы экспорта угля каменного – на 3,4%, поставки газа природного остались на уровне января-июля 2014 г.

В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в январе-июле 2015 г. приходилось 46,0% российского товарооборота (в январе-июле 2014 г. – 49,3%), на страны СНГ – 12,2% (12,9%), на страны ЕАЭС – 7,6% (6,9%), на страны АТЭС – 27,6% (26,2%).

Основными торговыми партнерами России в январе-июле 2015 г. среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил $36,0 млрд (69,6% к январю-июлю 2014 г.), Германия – $27,3 млрд (66,2%), Нидерланды – $27,2 млрд (60,4%), Италия – $19,6 млрд (65,4%), Турция – $14,4 млрд (78,4%), Япония – $12,9 млрд (70,6%), США – $12,9 млрд (70,8%), Республика Корея – $10,5 млрд (65,4%), Польша – $8,3 млрд (56,8%), Соединенное Королевство – $7,0 млрд (56,6%).

Экономические показатели стран ЕАЭС

В июле в странах ЕАЭС цены выросли на 14%, в Кыргызстане преимущественно на непродовольственные товары (статистика) / TAZABEK / 07.09

- В июле 2015 года по сравнению с июлем 2014 года цены на товары и услуги в целом по Евразийскому экономическому союзу выросли на 13,7%, что выше аналогичного показателя в июле 2014 года (6,9%). Такая информация опубликована на сайте Евразийской экономической комиссии.

За месяц (по сравнению с июнем 2015 года) прирост цен и тарифов в целом по ЕАЭС составил 0,6%.

В июле 2015 года по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года в Армении и Кыргызстане наибольшими темпами выросли цены на непродовольственные товары (на 6,5% и 9%), в Беларуси и Казахстане – на платные услуги (на 21,5% и 4,6%), в России – на продовольственные товары (на 18,6%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: