Классификация судовых ДВС и основные определения

Двигатели внутреннего сгорания можно классифицировать по следующим основным признакам:

по способу осуществления рабочего цикла:

- четырехтактные, у которых цикл совершается за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленчатого вала), и

- двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленчатого вала);

по способу действия:

- простого действия (рабочий цикл совершается только в одной полости цилиндра),

- двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра над и под поршнем) и

- с противоположно движущимися поршнями (в каждом цилиндре двигателя имеется два механически связанных поршня, движущихся в противоположных направлениях, с помещенным между ними рабочим телом);

по роду применяемого топлива:

- на жидком топливе (дизельное топливо, тяжёлое топливо);

- газовые (сжиженный газ, природный газ). В газовом двигателе небольшое количество жидкого топлива может подаваться в качестве запального, т. е. для воспламенения;

по способу наполнения цилиндра:

- без наддува, когда цилиндр наполняется воздухом (или горючей смесью) всасывающим ходом поршня,

- с наддувом, когда наполнение цилиндра осуществляется специальным компрессором;

по способу смесеобразования:

- с внутренним смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели),

- с внешним смесеобразованием, когда эта смесь приготовляется до ее подачи в рабочий цилиндр (карбюраторные и газовые двигатели с искровым зажиганием);

по способу воспламенения топлива:

- с воспламенением от сжатия (дизели),

- с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);

по расположению цилиндров:

- однорядные;

- V-образные;

- звездообразные и т. п.

по конструктивному исполнению кривошипно-шатунного механизма (КШМ):

- тронковые, у которых направляющей является тронковая часть поршня, передающая его боковое (нормальное) давление на стенки цилиндра;

- крейцкопфные, у которых направляющей поршня служит ползун крейцкопфа, перемещающийся по параллелям;

по изменению направления вращения коленчатого вала:

- нереверсивные, имеющие одно постоянное направление вращения вала;

- реверсивные, у которых направление вращения изменяется реверсивным устройством, изменяющим фазы газораспределения (главные судовые дизели, с прямой передачей на ВФШ);

по частоте вращения коленчатого вала:

- малооборотные (МОД) (n до 350 мин-1),

- среднеоборотные (СОД) (n от 350 до 1000 мин-1),

- высокооборотные (ВОД) (n более 1000 мин-1);

по назначению:

- главные, предназначенные для приведения в действие движителей и/или оборудования, обеспечивающего основное назначения судна,

- вспомогательные, это первичные двигатели судовых генераторов тока, двигатели привода грузовых, пожарных насосов и т. д.;

Существуют и другие признаки, по которым классифицируют ДВС.

Основными определениями, которые относятся ко всем ДВС, являются:

верхняя и нижняя мертвые точки (ВМТ и НМТ), соответствующие верхнему и нижнему крайнему положению поршня в цилиндре (в вертикальном двигателе);

ход поршня, т. е. расстояние при перемещении поршня из одного крайнего положения в другое;

объем камеры сгорания (или сжатия), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;

рабочий объем цилиндра, который описан поршнем при его ходе между мертвыми точками;

такт – часть рабочего цикла, при которой поршень перемещается из одного крайнего положения в другое.

Маркировка судовых дизелей

Марки дают представление об основных размерах и конструктивных особенностях судовых дизелей.

Условные обозначения дизелей по ГОСТ 10150-88 должны состоять из букв и чисел, которые обозначают:

Ч — четырехтактный;

Д — двухтактный;

ДД — двухтактный двойного действия;

Н — с наддувом;

Р — реверсивный;

С — с реверсивной муфтой;

П — с редукторной передачей;

К — крейкопфный;

Г - газовый;

ГД - газодизельный.

Число перед буквами означает число цилиндров; число над чертой — диаметр цилиндра в сантиметрах; число под чертой — ход поршня в сантиметрах. Отсутствие в условном обозначении буквы К указывает, что дизель тронковый, буквы Р — дизель нереверсивный.

Пример условного обозначения:

12ЧНСП 18/20

дизель двенадцати-цилиндровый, четырехтактный, с наддувом, с реверсивной муфтой, с редукторной передачей, с диаметром цилиндра 18 см и ходом поршня 20 см;

9ДКРН 80/160

дизель девятицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, с диаметром цилиндра 80 см, ходом поршня 160 см.

Большинство фирм производителей дизелей используют собственные системы условных обозначений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: