Двигатели внутреннего сгорания можно классифицировать по следующим основным признакам:
по способу осуществления рабочего цикла:
- четырехтактные, у которых цикл совершается за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленчатого вала), и
- двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленчатого вала);
по способу действия:
- простого действия (рабочий цикл совершается только в одной полости цилиндра),
- двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра над и под поршнем) и
- с противоположно движущимися поршнями (в каждом цилиндре двигателя имеется два механически связанных поршня, движущихся в противоположных направлениях, с помещенным между ними рабочим телом);
по роду применяемого топлива:
- на жидком топливе (дизельное топливо, тяжёлое топливо);
- газовые (сжиженный газ, природный газ). В газовом двигателе небольшое количество жидкого топлива может подаваться в качестве запального, т. е. для воспламенения;
по способу наполнения цилиндра:
- без наддува, когда цилиндр наполняется воздухом (или горючей смесью) всасывающим ходом поршня,
- с наддувом, когда наполнение цилиндра осуществляется специальным компрессором;
по способу смесеобразования:
- с внутренним смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели),
- с внешним смесеобразованием, когда эта смесь приготовляется до ее подачи в рабочий цилиндр (карбюраторные и газовые двигатели с искровым зажиганием);
по способу воспламенения топлива:
- с воспламенением от сжатия (дизели),
- с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);
по расположению цилиндров:
- однорядные;
- V-образные;
- звездообразные и т. п.
по конструктивному исполнению кривошипно-шатунного механизма (КШМ):
- тронковые, у которых направляющей является тронковая часть поршня, передающая его боковое (нормальное) давление на стенки цилиндра;
- крейцкопфные, у которых направляющей поршня служит ползун крейцкопфа, перемещающийся по параллелям;
по изменению направления вращения коленчатого вала:
- нереверсивные, имеющие одно постоянное направление вращения вала;
- реверсивные, у которых направление вращения изменяется реверсивным устройством, изменяющим фазы газораспределения (главные судовые дизели, с прямой передачей на ВФШ);
по частоте вращения коленчатого вала:
- малооборотные (МОД) (n до 350 мин-1),
- среднеоборотные (СОД) (n от 350 до 1000 мин-1),
- высокооборотные (ВОД) (n более 1000 мин-1);
по назначению:
- главные, предназначенные для приведения в действие движителей и/или оборудования, обеспечивающего основное назначения судна,
- вспомогательные, это первичные двигатели судовых генераторов тока, двигатели привода грузовых, пожарных насосов и т. д.;
Существуют и другие признаки, по которым классифицируют ДВС.
Основными определениями, которые относятся ко всем ДВС, являются:
— верхняя и нижняя мертвые точки (ВМТ и НМТ), соответствующие верхнему и нижнему крайнему положению поршня в цилиндре (в вертикальном двигателе);
— ход поршня, т. е. расстояние при перемещении поршня из одного крайнего положения в другое;
— объем камеры сгорания (или сжатия), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;
— рабочий объем цилиндра, который описан поршнем при его ходе между мертвыми точками;
— такт – часть рабочего цикла, при которой поршень перемещается из одного крайнего положения в другое.
Маркировка судовых дизелей
Марки дают представление об основных размерах и конструктивных особенностях судовых дизелей.
Условные обозначения дизелей по ГОСТ 10150-88 должны состоять из букв и чисел, которые обозначают:
Ч — четырехтактный;
Д — двухтактный;
ДД — двухтактный двойного действия;
Н — с наддувом;
Р — реверсивный;
С — с реверсивной муфтой;
П — с редукторной передачей;
К — крейкопфный;
Г - газовый;
ГД - газодизельный.
Число перед буквами означает число цилиндров; число над чертой — диаметр цилиндра в сантиметрах; число под чертой — ход поршня в сантиметрах. Отсутствие в условном обозначении буквы К указывает, что дизель тронковый, буквы Р — дизель нереверсивный.
Пример условного обозначения:
12ЧНСП 18/20
дизель двенадцати-цилиндровый, четырехтактный, с наддувом, с реверсивной муфтой, с редукторной передачей, с диаметром цилиндра 18 см и ходом поршня 20 см;
9ДКРН 80/160
дизель девятицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, с диаметром цилиндра 80 см, ходом поршня 160 см.
Большинство фирм производителей дизелей используют собственные системы условных обозначений.