ПМ.01 Изготовление ювелирных и художественны изделий из цветных и драгоценных металлов

Отчет по практике

по профилю специальности (072500.02 «Ювелир»), преддипломной (квалификационной) стажировке

Тема индивидуального задания:

Выполнил:

студент группы 11МО1ЮВ1 Иванов И.И.

Проверил:

рководитель практики Орехова Е.А.

Москва 2014г.

Ювелирное производство — это сложный процесс, заключаю щий в себе все виды обработки металлов; расчеты и разметки тончайшую подгонку деталей; пайку; различные способы закрепления камней, виды декоративной и художественной обработка изделий. Только используя разнообразный набор ювелирны; операций, можно создать изделия, во всех отношениях отвечаю щие требованиям «ювелирного».

В производстве ювелирных изделий можно выделить четыре направления: ручное, штамповка, литье и станочное. К станочному следует отнести изготовление цепей на автоматических и полуавтоматических цепевя-зальных станках.

Рассматривая тему изготовления ювелирных изделий, следует отметить, что в ювелирной терминологии серийным производством считают выпуск изделий одного образца, превышающие 200 шт., единичным производством — выпуск изделий одного образца до 200 шт. Индивидуальным считается изготовление единственного изделия по рисунку (замыслу) автора.

Основное количество украшающих элементов располагают в лицевой части кольца. Лицевой частью всех юве лирных украшений считают видимую в процессе эксплуатации Если кольцо разложить как бы на узловые составляющие, то его можно представить как каст и шинку, либо верхушку и шинку. Каст — это оправа камня, размер и форма которого зависят от камня, а фасон — от художественного замысла всего кольца. Верхушкой называют верхнюю часть кольца, она может быть гладкой, рельефной, усаженной камнями и т.д.
Собственно верхушка является базовой декоративной частью вСех изделий (кольца, серег, броши и т. д.), а средства удержания на руке, голове, платье подразделяют изделия на виды. Остальные элементы (детали) — рант, накладки — являются соединительными, несущими не только конструктивную, но и декоративную нагрузку. В случаях подетального изготовления ювелирного изделия такая деталировка и ее терминология необходимы, а в случаях изготовления полного изделия литьем подетальный расклад и терминология условны.

ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
' Сырьем для предприятий ювелирной промышленности служат полуфабрикаты в виде слитков, прутков, проволоки, шайб, листов и химически чистые металлы. В заготовительных отделениях и цехах ювелирных предприятий полуфабрикаты проходят различную обработку, в результате которой: слитки превращаются в прокат для штамповки деталей ювелирных изделий; прутки приобретают заданные профиль и размеры, а проволока — нужные диаметры; шайбы раскатываются в кольца; листы режутся на ленты и прокатываются до нужной толщины. Чистые металлы используют для составления припоев и литейных сплавов и для освежения драгоценных сплавов, полученных непосредственно на производстве.
Заготовительные отделения и цехи ювелирного производства получают указанные наименования сырья и на месте путем плавки отходов, поступающих с различных участков предприятия.
К заготовительным операциям относятся: плавка, прокатка, волочение, штамповка и термическая обработка. Ведущее место среди них занимает обработка давлением. Изменение формы и размеров заготовки происходит путем пластической деформации. Для драгоценных металлов наиболее распространена холодная деформация. Она обеспечивает высокое качество поверхности, значительную точность размеров и возможность получения различного по величине и форме сечения.

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые.
В глухих камни удерживаются завальцованными стенками каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него. Виды глухих и крапановых кастов могут быть различными по конструкции и технике исполнения в зависимости от вида украшения, образца и огранки камня. Форма и размеры кастов зависят в основном от формы, огранки и размеров камня. Говоря о размерах каста, имеют в виду размеры камня, который может быть закреплен в данном касте. При изготовлении кастов используют различные виды заготовок: толстостенные трубочки, плоский ленточный прокат, штампованные полуфабрикаты.
Глухие касты круглой формы. Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в качестве глухих кастов (рис. 75) используют отрезки трубок (царги). Касты для такого размера камней могут быть цилиндрическими и коническими. Для цилиндрических делают трубку с внутренним диаметром, меньшим диаметра камня, а внешним диаметром, превышающим диаметр камня, с таким расчетом, чтобы вырезанное при закрепке камня гнездо проходило по средней линии диаметров. Заготовку для конических кастов берут с таким же расчетом, но для получения конической формы нижнее основание каста осаживают (скола-

чивают) в конической оправке. Такой матрицей может служить волочильная доска (циайзен) для шарниров соответствующих размеров. Производят сколачивание заготовки с паяным швом. Толщина стенки кастов малого диаметра 0,3...0,4 мм, высота выбирается в зависимости от образца изделия, но не менее высоты камня. Оправы для мелких камней, как правило, делают в большом количестве, поэтому пайку трубчатого шва лучше производить, когда трубка еще в длинной заготовке (не нарезанной по высоте кастов). При изготовлении цилиндрических кастов шов можно оставлять незапаянным с расчетом, что он пропаяется при сборке изделия.
Касты для камней диаметром свыше 3 мм почти всегда конические, т. е. имеют форму усеченного конуса. Конусность придается двумя способами: сколачиванием или расколачиванием цилиндрической заготовки. В качестве заготовки каста для камней диаметром 3...5 мм можно также использовать трубку соответствующего размера. Сколачивание в данном случае — это процесс придания цилиндрической заготовке конической формы за счет обжатия нижнего основания в матрице с коническими отверстиями (рис. 76) или уменьшения диаметра нижнего основания. Такие матрицы называют проколотками. Расколачива-ние — это процесс получения конической формы за счет увеличения верхнего основания заготовки до размера камня. Каст по размеру камня делают с учетом выборки посадочного гнезда для камня. Расколачивание производят коническим пуансоном — расколоткой (рис. 77...78). В обоих случаях пайка шва заготовки
должна быть произведена заранее, толщина стенки заготовок такого размера в пределах 0,4...0,6 мм. Делая такие касты не из трубчатой заготовки, а из проката, длину заготовки берут по формуле расчета длины заготовки на обручальные кольца, а за ширину принимают высоту каста. Заготовку с запиленными на месте будущего шва концами сворачивают круглогубцами в кольцо и фугуют (плотно стягивают шов), проколачивая через отверстия проколотки до образования плотного шва. Шов (фугу) запаивают и цилиндрической заготовке придают коническую форму. Правят касты конической расколоткой в конической матрице. Такое обжатие дает ровную поверхность и предохраняет 0т разрыва по фуге. Касты для камней диаметром больше 5 мм при индивидуальном исполнении расколачивают как расколотка-ми соответствующих размеров, так и на шпераке (рис. 79). Глухие конические касты таких размеров делают из проката. Толщина проката выбирается в зависимости от размера камня (чем больше камень, тем толще стенка каста), прочности камня (чем хрупче камень, тем тоньше стенка каста), мягкости металла (имеется в виду характеристика данного сплава). Для камней в пределах 12 мм толщина проката будет в интервале 0,6... 0,8 мм. Главными исходными при расчете каста являются параметры (размеры) камня, затем конструктивные особенности изделия или условия заказчика. Процесс изготовления каста на шпераке заключается в следующем: цилиндрическую заготовку сворачивают из проката, спаивают по фуге и расколачивают на шпераке в конус до размера камня.
Ширина заготовки в любом случае диктуется высотой камня и слагается из высоты павильона камня, толщины рундиста и высоты (рис. 80) обжимного пояска (верхней части каста, оставленной для закрепки камня). Размеры павильона и рундиста снимаются непосредственно с камня. У небольших камней снимают высоту всего камня, а высоту обжимного пояска оставляют 0,5...1,0 мм. Запас от шипа камня до нижнего основания каста получается вытяжкой во время расколачивания на шпераке.
Длина заготовки зависит и от диаметра камня, и от его высоты. При определенной конусности с увеличением высоты каста будет увеличиваться и разница между диаметрами нижнего и верхнего оснований каста. Для расколачиваемого каста цилиндрическую заготовку делают по размеру малого основания, чтобы затем расколотить на него конус с размером большого основания, равным камню. Соотношение высоты каста (ширина заготовки и разницы диаметров оснований) 3:1. Например, у каста, высотой 6 мм разница между диаметрами верхнего и нижнего оснований должна быть 2 мм, у каста высотой 9 мм — 3 мм и т. д. Длину заготовки на касты рассчитывают по упрощенной формуле для расчета обручальных колец с учетом конусности каста. Например, для каста с диаметром большого основания D— 10 мм, высотой Н—9 мм и толщиной стенки /г — 0,8 мм расчет будет таким: диаметр малого основания d равен 10 — 3 = 7 мм; длина заготовки по малому диаметру 3d + 4ft = = 3-7 + 4-0,8=24,2 мм. Формулы для расчета диаметра малого основания по размеру камня (диаметру верхнего основания) относительно толщины и ширины проката. Один из ярких представителей таких кастов носит название «серебристый» (рис. 87). Это традиционный русский каст; изготовляется в основном под бриллианты из драгоценных металлов белого цвета — белого золота, платины, серебра, откуда и получил свое название. Толщина проката для серебристых кастов колеблется от 1,5 до 3,0 мм и увеличивается с увеличением размера камня. Прокат толщиной 1,5 мм используют для камней диаметром до 5 мм. Концы заготовки запиливают под углом 45°, металл перед гибкой хорошо отжигают и с помощью круглогубцев и металлического молотка изгибают в кольцо. Заготовку фугуют проколачиваением в коническом отверстии проколотки до образования внутреннего отверстия заготовки на 1,5...2,0 мм меньше размера камня. Затем фугу пропаивают. Со стороны верхнего основания каста сверлом или бором выбирают гнездо под камень нужного размера. Далее заготовку размечают на крапановую (/з высоты) и оконную части. Нижним основанием заготовку жестко укрепляют в специальных держателях, для чего используют цангодержатель с набором разжимных цанг или просто припаивают оловом к ториУ металлической трубки. Всю крапановую часть опиливают грубым напильником на конус до раззенкованного отверстия, оставляя вокруг него поясок не более 1 мм. Окружность крапановой части делят на количество частей, равное количеству крапанов (6 или 8), определяют ширину крапана и приступают к вырезанию люфтов.
Люфты выбирают фрезами бормашины или лобзиком, постепенно углубляя каждую противолежащую пару. Люфт делают на глубину всего крапанового конуса, причем при вырезании люфтов следят за тем, чтобы не срезалась внутренняя часть крапанов, иначе увеличится в диаметре внутреннее отверстие каста.
Обработку крапанов и люфтов производят фрезами бормашины соответствующего профиля, а окончательную заправку шабером.
Затем следует обработка нижней части каста, для чего заготовку укрепляют крапановой частью на деревянном держателе (коническом стержне). Нижнюю часть каста тоже опиливают на конус до внутреннего отверстия и на конической поверхности против каждого крапана делают трехгранным напильником или надфилем глубокие всечки. На выходе всечки образуют сквозные прорези (окна), а в широкой части просекают каст до крапана, тем самым выделяя люфты в виде лепестков. Потом опиливают боканы до получения округлой формы и шабруют. Рант для каста делают коническим, рассчитывают его по внутреннему диаметру каста; толщина заготовки 0,8...1,0 мм, высота 2...2,5 мм. После припайки ранта к оправе каст заправляют надфилем и шабруют.
Касты других форм. Оправа — это средство удержания камня, и в большинстве случаев она копирует его форму. Хотя принцип удержания камня в оправах различных форм одинаков, технология изготовления кастов для камней различной формы не всегда совпадает. При индивидуальном изготовлении изделий принцип выбора оправы для камней различного контура одинаков. Для прозрачных камней, ограненных полной огранкой, делается высокий конический каст, если он имеет самостоятельное значение (является основным украшающим элементом). Если же каст готовится для вмонтирования в верхушку, то его делают минимальным по высоте из расчета, что нижняя часть камня будет находиться в полости верхушки. Если задача художника или мастера максимально показать красоту камня, его форму и огранку, то каст делают крапановым с максимально тонкими крапанами. Если цель авторов скрыть некоторую погрешность формы, дефекты по рундисту, предохранить камень из «мягкого» или хрупкого материала от разрушения или придать за счет оправы эффект большего размера, то оправу делают глухой. Для камней с плоским основанием, кабошонов, таблиц Делают низкие касты с опорным рантом. Если художественный замысел предусматривает высокую посадку камня с плоским основанием, то опорный рант каста размещают на более высоком уровне. Оправу под камни с выпуклым основанием (жемчуг, коралл) делают вогнутой по форме вставки, обрамлением и опорой служит сам ложемент (ячейка), а средством крепления чаще всего впаянный в оправу штифт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: