Теоретический анализ ценностных ориентаций

В мировой психологии и педагогике существует много работ, посвященных ценностным ориентациям. Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В.И.Вернадского, В.С.Соловьева, Н.Л.Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О.Г.Дробницкого и В.П.Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П.М.Ершова, А.Г.Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, М.Рокича, В.Франкла, В.А.Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А.И.Адамский, Н.П.Аникеева, А.А.Бодалев, П.П.Блонский, З.И.Васильева, О.С.Газман, И.В.Дубровина, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, З.А.Малькова, Л.И.Новикова, Р.М.Рогова, Т.А.Стефановская и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс) психологов и педагогов. [13]

Что же такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [2 стр. 23]

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, но четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости.

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности. [11 стр.51]

Следовательно, говоря о ценностных ориентациях необходимо рассмотреть психологическую структуру личности.

Личность человека может быть охарактеризована прежде всего путём указания на типы характерного для человека поведения и сознательные мотивы его социальных действий. Наиболее популярная в современной научной среде трактовка психологической культуры личности предлагается в рамках гуманистического направления. А. Маслоу был первым из числа учёных, объявившим потребности ведущими мотивами социальных действий Он считал, что когда наши физические потребности удовлетворены, то на первый план выступают вопросы личной безопасности.

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

По их разрешению мы стремимся удовлетворить чувства собственного достоинства и достичь успеха в организации психологически комфортного коммуникативного пространства. Следующий шаг – самоуважение и самореализация, развитие собственного личностного потенциала. Центральной категорией в учении А.Мслоу выступает «Я». Только последовательный самоанализ и самоидентификация могут привести индивида к осознанию личностно-значимых целей и ценностей существования; к окончательному определению приоритетных задач и выбору средств достижения намеченных целей; к выяснению реальных психологических контекстов и мотивационного компоненто своей жизнедеятельности - самореализации. [1 стр. 21]

Потребности мы субъективно воспринимаем как нечто, находящееся «внутри» нас и толкающее нас к чему-то «снаружи»; при этом, то, к чему побуждает нас любая потребность, есть конкретный предмет или, точнее, конкретная деятельность.

Не следует путать понятия «потребности» личности и «ценности». Ценности личностью воспринимаются как что-то внешнее, принадлежащее духовной культуре человечества. Никакая деятельность личности не может насытить или снизить значимость ценности даже на короткое время. Таким образом, регулирующее действие потребности состоит в том, что возникает готовность к конкретному действию, то ценности определяют жизненную стратегию личности. [5 стр. 19]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: