Марксистское правопонимание

У марксистов собственной теории правопонимания не было. Была только догма, объясняющая положение в обществе права и страны исходя из убеждений исторического детерминизма.

Право и правительство в этом смысле представлялись надстройками над экономическим базисом общества, методами реализации воли господствующего класса. Потому что это надстройки над экономическим базисом, то по достижении соответственного уровня публичного развития они неизбежно отомрут.

Но придя к власти, марксистам пришлось доказывать правовой догмат сделанного страны. Отсюда возникло несколько правовых направлений.

П.И. Стучка отдал праву такое определение: «Право – это система (либо порядок) публичных отношений, соответственная интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (т. е. классовым государством)».

Теоретик меновой теории права, представлявший право в историческом нюансе, Е. Б. Пашуканис, разглядывал право как своеобразную форму правовой коммуникации, возникающей на базе обменных отношений. Его теория не смешивалась с господствующим марксистским этатизмом, Пашуканис был расстрелян.

Больший вес получила теория прокурора А. Я. Вышинского.

По Вышинскому, «право – это совокупа правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, также обычаев и правил общежития, санкционированных гос властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства».

Сиим Вышинский признал, что стоит на платформе нормативистов, при этом в самом консервативном ее варианте. Опосля крушения сталинского режима от данной теории пробовали отступить, выработав наиболее широкие теории: единства правовой нормы и правоотношения (С. Кечекьян); единства объективного и субъективного права (Л. Явич); единства правовой нормы, правоотношения и правосознания.

Современное отечественное правоведение может вести собственный отсчет с начала 1990‑х гг. От марксизма оно избавилось, но по‑прежнему развивается нормативистский подход к разъяснению парадокса права, правда, сегодняшний отечественный нормативизм претендует на отход от классического этатизма и пробует объединить этатизм и естественное право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: