Общие положения

Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом ИКТ отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики.

Формирование информационного общества обеспечивается наличием развитого человеческого капитала, высокого научного потенциала, системы государственной поддержки разработки ИКТ.

В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Успешно развивается национальная информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ), позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа. На протяжении последних 15 лет в результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем, создана национальная система формирования и регистрации информационных ресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и большинство райисполкомов представлены в сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Вместе с тем успешное развитие информационного общества сдерживается рядом факторов. Для их устранения необходимо:

- совершенствовать государственную систему управления процессом информатизации и развитием рынка телекоммуникационных услуг;

- обеспечить более четкое взаимодействие государства и бизнеса в сфере информатизации;

- совершенствовать нормативную правовую базу в области защиты авторских прав на цифровой контент и программное обеспечение;

- ускорить создание инфраструктуры и нормативной правовой базы для предоставления государственными органами электронных услуг, в том числе с использованием средств электронной цифровой подписи;

- расширить представительство государства, бизнеса, общественных организаций в сети Интернет;

- принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения в целом.

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь о разработке стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на предоставление широкого спектра услуг для граждан и бизнеса, а также переход государственного аппарата на работу по принципу информационного взаимодействия, Правительством Беларуси утверждена Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года [16].

Стратегия основывается на законодательных актах Республики Беларусь, международных принципах, установленных Уставом ООН, решениями Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005).

Основные приоритеты утвержденной Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года соответствуют проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

В Стратегии определены цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и основные результаты реализации Стратегии на период с 2010 по 2015 годы.

Основными задачами по реализации Стратегии являются:

- формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;

- развитие информационной инфраструктуры, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;

- развитие национальной информационной индустрии с привлечением инвестиций в производство в стране информационных технологий, информационных ресурсов и электронных услуг;

- совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;

- развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества.

Приоритетными направлениями развития информационного общества в Стратегии определены:

- Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ).

- Электронное правительство.

- Электронное здравоохранение.

- Электронное обучение.

- Электронная занятость и социальная защита населения.

- Электронная экономика.

- Система массовых коммуникаций и электронный контент.

Основными мероприятиями по реализации Стратегии до 2015 года будут являться мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры информационного общества и выполнении проектов, завершающихся созданием информационных ресурсов и оказанием электронных услуг. В результате будет сформирована в организационном и техническом плане государственная система оказания организациям и гражданам электронных услуг, формирование и развитие базовых компонентов которой планируется завершить к 2012 году. Все это будет обеспечиваться, в первую очередь, развитием национальной информационной индустрии по производству информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации Стратегии будут задействованы механизмы государственного управления, финансовые механизмы, механизмы организационного, нормативно-правового обеспечения и научно-методического обеспечения.

Общая координация деятельности различных ветвей государственной власти по реализации настоящей Стратегии осуществляется межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике Беларусь (МВКИ), созданной Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 «О создании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 890).

Для успешной реализации настоящей Стратегии необходимо выработать в республике Единую систему показателей развития информационного общества (ЕСПРИО) и в соответствии с ней систему мониторинга, анализа и оценки хода реализации Стратегии. Создание ЕСПРИО должно основываться на следующих принципах:

- соответствие целям и задачам настоящей Стратегии;

- максимальная корреляция с международно признанными системами показателей и методиками, используемыми МСЭ, ООН и Региональным содружеством в области связи;

- преимущественное использование показателей, содержащих количественную оценку.

ЕСПРИО позволит определить степень готовности государства и общества к широкомасштабному использованию ИКТ, а также станет инструментом информационно-аналитической поддержки государственного управления развитием информационного общества.

При создании ЕСПРИО должен быть использован как зарубежный, так и опыт статистических и исследовательских организаций республики, а также результаты маркетинговых исследований.

Структура ЕСПРИО должна включать следующие группы показателей.

- Факторы развития информационного общества:

· состояние ИКИ;

· развитие человеческого капитала;

· состояние экономической среды;

· развитие национальной индустрии ИКТ;

· безопасность использования ИКТ.

- Использование ИКТ:

· в государственном управлении;

· в экономике;

· в сфере образования;

· в здравоохранении и социальной сфере;

· населением;

· в иных областях.

В рамках Плана предусмотрена разработка во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами Государственной программы «Информационное общество» на период 2011-2015 годы.

Процессы формирования информационного общества затрагивают все стороны жизнедеятельности белорусского общества и государства. Развитие информационного общества является национальным приоритетом и должно найти отражение во всех основополагающих документах, определяющих социально-экономическое развитие страны. При реализации Стратегии должно обеспечиваться партнерство государства и бизнеса, участие профессиональных ассоциаций и объединений. Необходимо организовать взаимодействие и распределение обязанностей, ресурсов и ответственности между различными уровнями системы государственного управления. Требуется проведение специальной информационной кампании по популяризации идей и целей информационного общества.

Одним из основных показателей успешной реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи (МСЭ) и ООН через вхождение в 30-ку ведущих стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: