Теоретические основы логопсихологии вопрос № 1

Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.

Объект логопсихологии – закономерности и механизмы развития и функционирования психики лиц с нарушениями речи.

Задачи логопсихологии:

Изучение особенностей психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;

Изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевыми нарушениями;

Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и обучения;

Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям;

Разработка методов психологической коррекции и профилактика речевых нарушений в детском возрасте.

Возникновение логопсихологии как отдельной отрасли специальной психологии можно отнести к 50-60 гг. 20 века. До этого времени логопсихология являлась частью дефектологии.

Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, так как знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций.

По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.

Прикладные науки, к которым относится и логопсихология, как правило, пользуются системой объяснительных принципов, созданной в рамках фундаментальных дисциплин.

К общеметодологическим принципам относят:

1. Принцип отражательности. Все психические явления представляют собой высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний.

2. Принцип детерминизма. Психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой.

3. Генетический принцип. Все психические процессы необходимо рассматривать лишь в динамическом плане, т.е. в процессе развития и становления.

4. Принцип единства психики и деятельности. Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план.

К принципам изучения лиц с речевыми нарушениями относят:

1. Принцип комплексного изучения ребенка, который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, мотивационно-потребностной сферы.

2. Принцип целостного системного изучения ребенка предполагает обнаружение в процессе обследования не отдельных проявления нарушений психического развития, а установлений связей между ними, определение причин.

3. Принцип динамического изучения ребенка, согласного которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Т.е. обследование строится в форме обучающего эксперимента.

4. Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в ходе психической диагностики. При реализации данного принципа предполагается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения - способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.

Основные методы логопсихологии: наблюдение, эксперимент, тесты и метод опроса.

Наблюдение – метод, применяющийся для изучения естественного поведения. Наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями.

С помощью наблюдения можно оценить:

• наличие навязчивых или стереотипных действий;

проявление тревожности;

• наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций;

• степень развития навыков самообслуживания;

• отношение к поручениям;

• особенности двигательного развития.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития.

Психолог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Существенными недостатками метода наблюдения являются его длительность; субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; невозможность статистической обработки результатов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить задания. При затруднении ему оказывается обучающая помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.

Тесты – стандартизированные, часто ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.

Опросные методы делятся на анкетирование и интервьюирование.

Также среди методов логопсихологии выделяют: беседу, социометрический метод, который используется для изучения межличностных отношений в группе; анализ процессов и продуктов деятельности – изучение продуктов детского творчества (рисование, конструирование, лепка).

Концептуальные основы логопсихологии.

Научно-теоретическими основами логопсихологии являются: учения И.П. Павлова о двух сигнальных системах, П.К. Анохина о функциональных системах организма, учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.

Первая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом как сенсорные сигналы, представленные в виде ощущений. Вторая сигнальная система – механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации: внутрисистемная: осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;

межсистемная: осуществляет путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: