Развитие сферы эмоциональных отношений ребенка сказывается в том, что

1. постепенно эмоционально нейтральная вещь (новая одежда, рисунки, поступки людей) начинает вызывать у ребенка определенные чувства.

2. Чувства, мотивы поведения все более дифференцируются, усложняются, приобретают много оттенков.

3. Отношения, выраженные в чувствах, становятся общественно обоснованными, усиливаются приобретенной системой знаний и практическим опытом.

Развитие ребенкавыступает в изменении его действий, всего поведения, всех видов деятельности. Изменяется и сам процесс деятельности, его содержание, структура, направленность. По изменению поступков ребенка можно судить о его развитии.

3. Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже решающее значение для развития. Факторы развития: наследственность, среда, воспитание и активность личности. Понимание природы каждого из факторов связано с взглядами ученых на генезис психики.

Современная биология определяет наследственность как способность организма, сохраненную и закрепленную несколькими поколениями, требовать от среды определенных условий, которые обеспечивают его существование. Но наследственность не бывает без изменчивости. Новорожденный получает в наследство в готовом виде результаты развития, общие для всех людей: скелет, внешние и внутренние органы, отдельные семейные черты, способность овладения языком и т. п. Однако уже во внутриутробном состоянии зародыш чувствует систематическое влияние среды, в которой живет организм матери. Нужно отличать наследственность от врожденности. Они есть уже к рождению ребенка, являются биологическими факторами. Ребенок – это не сумма двух организмов – отца и матери, а их целостное, новое образование.

Среда – это вся совокупность условий, в которых развивается организм. Организм и среда составляют единство. Среду разделяют на естественную и социальную. Естественная среда влияет на развитие ребенка как организм только через социальную среду. Вне общества ребенок не может стать настоящим человеком (дети-маугли). К социальной среде относятся а) семья; воспитатели, товарищи; родственники, соседи; все общество (законы, СМИ, правила, обычаи, моральная оценка, предметы труда, культуры, научной и технической мысли человечества).

Соотношение воспитания и развития по-разному решали разные ученые. Педология считала, что воспитание идет за развитием (Ж. Пиаже, Б. Инельдер); бихевиористы отождествляли воспитание и развитие, считали развитие результатом научения. Ведущую роль обучения и воспитания показал Л.С. Выготский. Развитие – результат обучения, он будет эффективнее, если обучение ориентируется на „зону ближайшего развития” ребенка. У Выготского воспитание и развитие идут как бы параллельно, разъединенно. С.Л. Рубинштейн показал, что развитие и воспитание – две стороны одного процесса. Ребенок не учится и развивается, а развивается, воспитываясь и обучаясь.

Развитие активности ребенка А. Люблинская прослеживает по следующим линиям:

1. Реактивные действия младенца, которыми он отвечает на воздействие конкретного раздражителя, становятся все более произвольными, отображая желание и потребности самого ребенка.

2. Простые одноактные действия превращаются под воздействием обучения в сложную систему целенаправленных действий с предметами, а затем в сложную деятельность. Она имеет все более организованный, управляемый характер.

3. В конце дошкольного возраста активность ребенка приобретает интеллектуальный характер, может принимать форму сугубо мыслительной деятельности.

4. На всех ступенях развития активность ребенка выражена:

а) в подражательных действиях (словах, игре, манере поведения);

б) в исполнительных действиях – таким путем производятся навыки;

в) в самостоятельных действиях, основанием которых является исследовательский ориентировочный рефлекс „что такое?”.

5. Активность ребенка рано направляется на взрослого, вызывая с его стороны обратное влияние на ребенка. Отношение к старшим изменяется с возрастом: малыш относится к взрослым сначала как потребитель, ожидает от них помощи во всем. Для дошкольника, а еще более для школьника, взрослый становится источником знаний, ребенок ориентируется на его оценку, суждения.

6. Начиная з преддошкольного возраста ребенок учится направлять собственную активность на самоусовершенствование, самовоспитание.

Наследственность и воспитание невозможно противопоставлять друг другу. Наследственность определяет наиболее благоприятный тип взаимодействия с окружающей средой. Воспитание является организацией этого взаимодействия с целью всестороннего развития молодого человека. Формирующая роль среды осуществляется исключительно благодаря ее взаимодействию с ребенком. Организация этого взаимодействия является педагогической деятельностью взрослых, то есть система обучения и воспитания.

4. Проблема периодизации детства и стадии развития. Благодаря определению периодов психического развития и выявления закономерности перехода от периода к периоду возможно решить проблему движущей силы психического развития. От этого зависит и стратегия построения системы обучения и воспитания. Периоды - это определенные отрезки жизненного пути ребенка. Фаза (стадия) – количественное изменение психики ребенка (или одной из ее сторон), которое наступает в процессе развития закономерно и в определенной последовательности. Стадии в развитии речи и восприятия ребенка установлены В. Штерном; Ж. Пиаже показал стадии развития мышления ребенка; стадии развития произвольных движений выявлены А.В. Запорожцем, стадии образования понятий – Н.А. Менчинской, Е.М. Кабановой-Меллер.

Длительность разной фазы является разной, потому в разные периоды детства человек проходит разное количество стадий. Например, в младенческом периоде развитие идет быстро, и ребенок проходит за один год 5 разнообразных фаз. В раннем детстве ясно выступают 3 стадии на протяжении двух лет (от одного до 3 лет).

Все дети проходят один и тот же путь развития, то есть все стадии, характерные самому процессу психического развития человека. Однако дети проходят этот путь по-разному, в зависимости от многих внешних и внутренних условий. Рационально построенные обучение и воспитание обеспечивают сокращение сроков прохождения ребенком каждой фазы его развития, бескризисное изменение фазы и высокий уровень прохождения каждой из них.

Л.С. Выготский проанализировал и систематизировал подходы к проблеме возрастной периодизации. Схему периодизации он разделил на 3 группы.

Первая группа – периодизация на основании ступенчатого построения других процессов, связанных с детским развитием. Это периодизация на основе биогенетического принципа, например, концепция Ст. Холла; периодизация детства соответственно степени образования и воспитания, распределения системы народного образования, принятой в данной стране (дошкольный, младший школьный возраст и т.п.).

Вторая группа – это концепция, которая выделяет в качестве условного критерия возрастной периодизации один из признаков детского развития. Так, П. Блонский сделал периодизацию на основании дентиции, то есть появления и изменения зубов; В. Штерн – по видами деятельности: раннее детство (до 6 лет – игровая деятельность), период сознательного обучения с разделением игры и труда, период юношеского дозревания (14 – 18 лет); З. Фрейд и Е. Ериксон брали за основу психосексуальное и психосоциальное развитие; Ж. Пиаже - стадии интеллектуального развития.

Третья группа – выделение существенной особенности именно детского развития, например, концепция А. Гезелла.

Критерий периодизации по Л.С. Выготскомуновообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста. Это новый тип строения личности и ее деятельности, психологические и социальные сдвиги, которые возникают на каждой возрастной ступени и определяют в основном сознание ребенка, его отношение к окружающему, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Выготский обратил внимание, что возрастные сдвиги могут осуществляться и постепенно, и критически. В постоянные периоды изменения накапливаются до известного предела, происходят микроскопические сдвиги личности ребенка. В какой-то момент они скачкообразно проявляются в виде новообразования. В кризисные периоды развитие принимает бурный, стремительный характер. В течение относительно короткого времени здесь сосредоточиваются капитальные сдвиги, переломы в личности. Качественные сдвиги, переломы в развитии являются неминуемыми, но кризисов может не быть, если психическое развитие ребенка осуществляется не стихийно, а руководствуется воспитанием.

На каждой возрастной ступени есть центральное, ведущее новообразование, вокруг которого, – остальные частичные новообразования. Те, что непосредственно связанны с центральным новообразованием, называются центральной линией развития в данном возрасте. Все другие сдвиги составляют второстепенную линию развития. Центральная линия одного возраста становится побочной в другом и наоборот.

Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому:

Кризис новорожденного

Младенчество (2 мес. – 1 года)

Кризис 1 года

Раннее детство (1 – 3 годы)

Кризис 3-х лет

Дошкольный возраст (в 3 г. – в 7 г.)

Кризис 7 лет

Школьный возраст (8 – 12 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (период половой зрелости) (14 – 18 лет)

Кризис 17 лет

Развивая идею Выготского, Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основании таких основных критериев, как социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, основные новообразования и кризисы.

Хронологически возрастные кризисы определяются пределами стабильных периодов: кризис новорожденного (до 1 мес.), кризис одного года, кризис трех лет, подростковый кризис (11 – 12 лет), юношеский кризис.

По Эльконину детство делится на 7 периодов:

1) возраст младенца – до 1 года

2) раннее детство – 1 – 3 лет

3) младший и средний дошкольный возраст – 3 – 4 – 5 лет

4) старший дошкольный возраст – 4 (5 - 6) 7 лет

5) младший школьный возраст – 6 (7 – 10) 11 лет

6) подростковый возраст – 10 (11 – 13) 14 лет

7) ранний юношеский возраст – 13 (14 – 16) 17 лет

Весь процесс детского развития делится на 3 этапа: 1) дошкольное детство (0 – 6) 7 лет; 2) младший школьный возраст (6 – 11 лет); 3) средний и старший школьный возраст (12 – 17 лет).

Каждый из этапов состоит из двух периодов. Переход от одного этапа к другому сопровождается кризисами, то есть несоответствием между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка. 3 года и 11 лет – это кризисы отношений, за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. 1 год и 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: