В России существуют различия в особенностях культуры и по регионам страны. Исследования показали, что «шведская модель экономики» более приемлема для Северо-Западного региона России и, в первую очередь, для Санкт-Петербурга, Новгорода и Пскова, а также для отдельных регионов Западной Сибири. Приоритет в такой культуре отдается качеству жизни и заботе о слабом, что свидетельствует о «женском» ее начале. «Американская модель» свойственна экономико-организационной культуре таких регионов России, как Москва и Московская область, Центральный регион, Среднее Поволжье, Кавказ, центр Урала, Забайкалье. Следовательно, модель хозяйствования, приемлемая для Северо-Западного региона, может быть несостоятельной и недейственной в Центральном регионе или на Кавказе из-за различий в проявлении фактора культуры.
«Мужественность» доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. «Мужественность» не сопровождается юридическим неравенством полов. Скорее речь идет о стремлении женщин в «мужественных» деловых культурах усвоить многие стереотипы мужского поведения. В СССР это явно проявлялось в 30-е годы ХХ века, когда женщины соревновались с мужчинами в так называемых «мужских профессиях» (летчики, шахтеры, трактористы и т.п.). Именно с этой точки зрения США, Швейцария или Англия относятся к более «мужским» (или «мужественным») странам, чем Япония, хотя в Японии неравенство полов выражено намного ярче.
|
|
В системе ценностей таких деловых культур будут преобладать «мужские» материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать и т.п. Работа обычно считается важнее домашних функций. В руководителе обычно уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.
Напротив, в обществах, где преобладает «женственность», социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. А в системе ценностей доминируют качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. «Большому» предпочитают «уютное». Дом и семейные ценности считаются важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса (согласия), разработать справедливую мотивацию и т.д.
Важно отметить, что параметры деловой культуры Гирта Хофстеда (как и параметры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным (табл.16, табл.17).
|
|
Таблица 16
Таблица для 13 стран по 4 индексам Хофстеда
Страна | Индивидуа лизм / Коллекти визм | Дистанция власти | Устранение неопределен ности | Мужествен ность |
Россия и страны СНГ | Коллекти визм | Большая | Высокое | Высокая |
Австралия | Индивидуа лизм | Малая | Среднее | Высокая |
Канада | Индивидуа лизм | Умеренная | Низкое | Умеренная |
Англия | Индивидуа лизм | Малая | Среднее | Высокая |
Франция | Индивидуа лизм | Большая | Высокое | Слабая |
Греция | Коллекти визм | Большая | Высокое | Умеренная |
Италия | Индивидуа лизм | Средняя | Высокое | Высокая |
Япония | Коллекти визм | Средняя | Высокое | Высокая |
Мексика | Коллекти визм | Большая | Высокое | Высокая |
Сингапур | Коллекти визм | Большая | Низкое | Средняя |
Швеция | Индивидуа лизм | Малая | Низкое | Слабая |
США | Индивидуа лизм | Малая | Низкое | Высокая |
Венесуэла | Коллекти визм | Большая | Высокое | Высокая |
Таблица 17
Таблица для 16 стран по 4 индексам Хофстеда в баллах
Страна | Дистанция власти | Устранение неопределен ности | Индивидуа лизм/ коллективизм | Мужествен ность |
Канада | ||||
Китай | ||||
Мексика | ||||
Нидерланды | ||||
Норвегия | ||||
Португалия | ||||
Сингапур | ||||
США | ||||
Тайвань | ||||
Таиланд | ||||
Турция | ||||
Финляндия | ||||
Франция | ||||
Швеция | ||||
Япония | ||||
Россия (сред. оценка) |