Наиболее «мужественными» культурами являются США, Япония, Австрия, Швейцария, Англия, Ирландия, Германия и Италия. К «мужественным» культурам тяготеют Россия и страны СНГ

В России существуют различия в особенностях культуры и по регионам страны. Исследования показали, что «шведская модель экономики» более приемлема для Северо-Западного региона России и, в первую очередь, для Санкт-Петербурга, Новгорода и Пскова, а также для отдельных регионов Западной Сибири. Приоритет в такой культуре отдается качеству жизни и заботе о слабом, что свидетельствует о «женском» ее начале. «Американская модель» свойственна экономико-организационной культуре таких регионов России, как Москва и Московская область, Центральный регион, Среднее Поволжье, Кавказ, центр Урала, Забайкалье. Следовательно, модель хозяйствования, приемлемая для Северо-Западного региона, может быть несостоятельной и недейственной в Центральном регионе или на Кавказе из-за различий в проявлении фактора культуры.

«Мужественность» доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. «Мужественность» не сопровождается юридическим неравенством полов. Скорее речь идет о стремлении женщин в «мужественных» деловых культурах усвоить многие стереотипы мужского поведения. В СССР это явно проявлялось в 30-е годы ХХ века, когда женщины соревновались с мужчинами в так называемых «мужских профессиях» (летчики, шахтеры, трактористы и т.п.). Именно с этой точки зрения США, Швейцария или Англия относятся к более «мужским» (или «мужественным») странам, чем Япония, хотя в Японии неравенство полов выражено намного ярче.

В системе ценностей таких деловых культур будут преобладать «мужские» материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать и т.п. Работа обычно считается важнее домашних функций. В руководителе обычно уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.

Напротив, в обществах, где преобладает «женственность», социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. А в системе ценностей доминируют качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. «Большому» предпочитают «уютное». Дом и семейные ценности считаются важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса (согласия), разработать справедливую мотивацию и т.д.

Важно отметить, что параметры деловой культуры Гирта Хофстеда (как и параметры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным (табл.16, табл.17).

Таблица 16

Таблица для 13 стран по 4 индексам Хофстеда

Страна Индивидуа лизм / Коллекти визм Дистанция власти Устранение неопределен ности Мужествен ность  
Россия и страны СНГ Коллекти визм   Большая Высокое Высокая
Австралия Индивидуа лизм Малая Среднее Высокая
Канада Индивидуа лизм Умеренная Низкое Умеренная
Англия Индивидуа лизм Малая Среднее Высокая
Франция Индивидуа лизм Большая Высокое Слабая
Греция Коллекти визм Большая Высокое Умеренная
Италия Индивидуа лизм Средняя Высокое Высокая
Япония Коллекти визм Средняя Высокое Высокая
Мексика Коллекти визм Большая Высокое Высокая
Сингапур Коллекти визм Большая Низкое Средняя
Швеция Индивидуа лизм Малая Низкое Слабая
США Индивидуа лизм Малая Низкое Высокая
Венесуэла Коллекти визм Большая Высокое Высокая

Таблица 17

Таблица для 16 стран по 4 индексам Хофстеда в баллах

Страна Дистанция власти Устранение неопределен ности Индивидуа лизм/ коллективизм Мужествен ность
Канада        
Китай        
Мексика        
Нидерланды        
Норвегия        
Португалия        
Сингапур        
США        
Тайвань        
Таиланд        
Турция        
Финляндия        
Франция        
Швеция        
Япония        
Россия (сред. оценка)        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: