Некоторые работы Театра им. Ленинского комсомола критики
числят ≪событиями в театральной жизни≫; два спектакля
— ≪Из искры...≫ и ≪Дорогой бессмертия≫ — отмечаются
Государственными премиями.
В 1955 году на сцене Ленинградского академического театра
им. А. С. Пушкина Товстоногов ставит ≪Оптимистическую трагедию
≫, спектакль, явившийся этапом в новейшей истории нашего
Театрального искусства.
Товстоногов имел уже двадцатилетний опыт режиссерской
И педагогической работы, ясное понимание своих позиций в искусстве,
Свободно владел всем арсеналом средств сценической
Выразительности, проверенным в широчайшем жанровом и стилистическом
Диапазоне — от М. Салтыкова-Щедрина до Вс. Вишневского.
К этому времени он, что немаловажно для театрального
Деятеля, завоевал не только большой художественный
авторитет, но и репутацию режиссера ≪сильной руки≫, способного
≪поднять≫ театр.
|
|
В статье Е. Холодова (это последняя аналитическая статья,
Относящаяся к завершающему периоду работы Товстоногова
В Театре им. Ленинского комсомола) прочитывается некое
Предчувствие перемен в судьбе режиссера, ожидание большего,
подсказанное высшими достижениями театра. ≪Не будем
Спешить с упреками театру в том, что он утрачивает свое творческое
Лицо. Может быть, он только сейчас и обретает его,
Осмысливая свой творческий опыт, принимая на вооружение все
Плодотворное и отказываясь попутно от кое-каких весьма приметных,
Но мало плодотворных признаков, по которым его примечали
и отличали≫.1
В скобках нужно заметить, что для скачка в творческом
Росте нужен был и новый коллектив, сформированный в этих
Новых условиях. Останься режиссер в Театре им. Ленинского
Комсомола — он был бы иным. Для новых задач была нужна
Новая труппа, основное ядро которой составили бы актеры молодого
Поколения. В Театре им. Ленинского комсомола Товстоногову
Не было оснований — практических и психологических —
Переформировывать труппу, бедственное положение Большого
Драматического театра давало такую возможность. Нельзя не
учитывать эту ≪прозаическую≫ сторону святого искусства.
Товстоногов пришел в 1956 году в БДТ уверенно и решительно,
Твердо зная, чего он хочет.
Когда вспоминают о приходе Г. А. Товстоногова в БДТ, то
Невольно, видимо, обращаются к сравнениям высоким, к словам,
Способным оттенить изумление, порожденное волшебным