никаких новаций в ≪Идиоте≫, не уходил от строгого жизнеподобия
в ≪Пяти вечерах≫, не нарушил исторической конкретности
в ≪Варварах≫, но эти лучшие спектакли 1957 (≪Идиот≫) и
Годов оказались в нашем сознании резко сближенными.
Режиссер жил в атмосфере тех поисков истины, шел теми
Путями, мучился теми проблемами, которые гораздо полнее и
Рельефнее выступили в иных видах советской литературы, нежели
В драматургии.
Не следует думать, что Товстоногов был излишне привередлив
В выборе репертуара: просто в то время он уже не мог
Позволить себе репертуарные компромиссы. Без сравнения с другими
Театрами все это пустые фразы. Нужно взглянуть, что
Ставили из советской драматургии хоть некоторые наши театры,
Имеющие вполне высокую художественную репутацию.
Московский театр им. Моссовета ставит в 1959 году ≪Битву
в пути≫ Г. Николаевой, ≪Тревожную ночь≫ Г. Мдивани, ≪Выгодного
|
|
жениха≫ бр. Тур, ≪Миллион за улыбку≫ А. Софронова.
Московский Художественный театр им. М. Горького выпускает
≪Битву в пути≫ Г. Николаевой и ≪Все остается людям≫
С. Алешина.
Московский Театр им. Вл. Маяковского обращается к пьесам
≪День остановить нельзя≫ А. Спешнева, ≪Весенние скрипки≫
А. Штейна, ≪Без обратного адреса≫ А. Софронова.
Ленинградский театр им. А. С. Пушкина показывает зрителям
пьесы ≪Сын века≫ И. Куприянова, ≪Нарушенный покой≫
А. Письменного и А. Музиля, ≪Все остается людям≫ С. Алешина
и ≪Двенадцатый час≫ А. Арбузова. Большого выбора не
Имел, как видим, никто.
Чего искал, чего ждал от драматургии, что хотел выразить
Товстоногов?
В литературу, театр, кинематографию, живопись с начала
Х годов медленно, но неудержимо проникало новое содержание,
Властно требовавшее обновления сценических форм.
Резко обозначился в то время кризис конфликта, в самой его
Сути, в подходе к разрешению жизненных противоречий.
Герою предстояло теперь самостоятельно ориентироваться
В сложном жизненном процессе, вырабатывая новую нравственн
ую систему. Ведерников из арбузовских ≪Годов странствий≫
Недаром смутил многих критиков сложностью, володинская фабричная
Девчонка вела себя против всех правил, розовские герои
Проявили многозначительное упорство в ситуациях, которые ранее
Как-то не считались существенными.
Разумеется, процесс этот шел не просто, старые формы художественного
|
|
И общественного мышления сказывались весьма
Ощутимо, но он шел. Медленнее всего —в драматургии, которая
Слишком мало дала образцов, где социально-психологические
Мотивировки поступков и разрешения конфликтов призывались