Тонкостям его психологии и раскрытием героической,
Исторической, общественной его роли. Значение героя определялось
Равно и его свершением, и масштабом личности. Этическая
тема смыкалась с героической. ≪Гибель эскадры≫ предвещала
Важнейшие и сложнейшие процессы художественных поисков
Более позднего времени.
Пьеса А. Корнейчука ≪Гибель эскадры≫ почетно и достойно
Стояла в ряду лучших произведений советских авторов об эпохе
Революции и гражданской войны. Ко времени постановки пьесы
Товстоноговым ≪Гибель эскадры≫ обрела в сценической традиции
Высокое уважение с оттенком чуть холодноватой почтительности.
Режиссеру было необходимо установить душевную близость
Пьесы и времени, сроднить нас с героями спектакля, заставить
Зрителей остро и лично пережить трагедию гибели эскадры.
Установившаяся традиция понимала пьесу как рассказ о трагическом
Эпизоде гражданской войны —необходимости потопить
|
|
Черноморскую эскадру, чтобы она не попала в руки врага.
В режиссуре Товстоногова раскрывалась не драма моряков,
Топящих родные корабли, но трагедия осознания высших целей,
Трагедия самопожертвования, возможности невозможного. Наверное,
по астрономическому времени ≪Гибель эскадры≫ имела
Самый длинный финал, но он-то и был кульминацией спектакля,
Его трагическим апофеозом. Долго шаркали швабры, драя в последний
Раз палубу, и штрих корабельного быта обретал трагический
Алогизм —палуба ведь через несколько минут скроется
Под водой. Уходили с корабля моряки долго, сосредоточенные,
Под молчаливыми взглядами провожающих, торжественно застывших
Со вскинутой для приветствия рукой, под щемящие
звуки вальса ≪Тоска по родине≫. Уходил один, второй, третий,
Кто-то с узелком вещичек, кто-то с корабельным псом. Казалось,
Что режиссер теряет чувство меры. Но именно этот бесконечный
Ряд героев и заключал в себе трагическое ощущение конечности
Прощания.
≪Гибель эскадры≫ с ее вниманием к каждому персонажу и
Эпическим размахом общего характерно трансформировала саму
Тему героя: суровая трагедия оказалась созвучной недавнему
Еще опыту войны, в ней оживал мужественный дух защитников
Ленинграда, народный подвиг, героизм миллионов.
Дружно встреченная похвальными отзывами критики, ≪Гибель
эскадры≫ получила и свою порцию справедливых упреков,
Которые сводились к тому, что замысел режиссера не всегда находил
|
|
Опору в актерской игре. Однако, каковы бы ни были