Ибо вводили его в сферу духовной культуры народа.
Как всякий этапный спектакль, ≪Варвары≫ завершали некоторые
Линии поисков и намекали на возможность иных, новых
Путей подхода к классике, которая в эти годы стала живой потребностью
Для театров, теряя то юбилейно-почтительное отношение,
Которое сложилось в прошедшие годы.
Однако сам Товстоногов не спешил вновь взяться за
Классику. Прошло почти три года, было поставлено около десятка
Пьес, прежде чем на доске приказов Большого драматического
Театра появилось распоряжение о распределении ролей
в грибоедовском ≪Горе от ума≫: Павел Афанасьевич Фамусов — В. Полицеймако; Софья Павловна —Т. Доронина; Лизанька,
Служанка —Л. Макарова; Алексей Степанович Молчалин — К. Лавров; Александр Андреевич Чацкий —С. Юрский; полковник
Скалозуб —В. Кузнецов; Репетилов —В. Стржельчик.
В эпизодических ролях были заняты ведущие артисты Большого
Драматического театра: Н. Ольхина (Наталья Дмитриевна),
|
|
Е. Копелян (Платон Михайлович), Б. Рыжухин (Тугоуховский),
Л. Волынская (княгиня), Е. Лебедев (Загорецкий),
М. Призван-Соколова (Хлестова).
Перечень ролей завершало ≪лицо от театра≫ (С. Карнович-
Валуа).
≪Лицо от театра≫ начинало спектакль. Открывался занавес,
Показывая общую декорационную установку: белые колонны,
Лестницы не галерею и саму галерею. Центр сцены был
Пока пуст. Торжественный, одетый во фрак представитель театра
Объявлял, что сегодня, такого-то числа и месяца, в театре
Будет показана комедия Александра Сергеевича Грибоедова
≪Горе от ума≫, и представлял участников. Он и заканчивал
спектакль, торжественно возглашая: ≪Представление окончено≫.
Вводя ≪лицо от театра≫, режиссер имел, разумеется, свой
Важный замысел, связанный с общей стилистической трактовкой
Старой комедии, знавшей такую славную сценическую
судьбу. ≪Лицо≫ подчеркивало театральность происходящего, напоминало
О том, что вы присутствуете в театре, что между временем,
Которое предстанет сейчас на сцене, и временем, в которое
живет зритель,—≪дистанция огромного размера≫.
Режиссер хотел, чтобы эта дистанция была видна, чтобы
Реалии грибоедовского времени были сохранены в костюмах и
Мебели, чтобы действующие лица соблюдали все принятые
нормы этикета ≪грибоедовской Москвы≫, чтобы актеры верили
в то, что они играют героев ≪тех времен≫. И тем не менее ≪Горе
от ума≫ поразило своим острым, современным звучанием. Сохранив
|
|
И даже подчеркнув театральность спектакля и историческую
Конкретность комедии, режиссер так выстроил внутреннюю
линию отношений героев, что с ≪Горя от ума≫ слетели