Структура информационного пространства

В классическом подходе, созданном еще в XIX столетии, информация рассматривается как скаляр (число) и связывается с энтропией термодинамической системы: энтропия есть мера хаоса, а информация – энтропия с обратным знаком, то есть, мера порядка системы. В настоящее время распространился гораздо более общий подход, согласно которому «информация» может быть представлена в виде вектора в восьмимерном аспектном пространстве[4].

В этом пространстве информация определяется как любые формы упорядоченности, как произвольный набор воспринимаемых рефлектирующим разумом знаков и символов, схем и структур. Информация - весь набор разлитых во Вселенной смыслов, которые рефлектирующий разум (квантовомеханический наблюдатель) может воспринимать, как нематериальную структуру мира.

Информационная среда жестко ранжирована. Она состоит из слабоструктурированного информационного поля, жестко сцепленного с материальными носителями, и информационных объектов, которые связаны с материальными носителями лишь формально, могут произвольно менять их, и развиваются в силу собственных интенций, никоим образом не связанных с поведением носителей. Иными словами, информационные объекты – это информация, обладающая системными свойствами. Верно и более сильное утверждение: информационный объект – это информация, способная обладать свободой воли, субъектностью и определенной эмотикой.

Информационные объекты воздействуют на носители, меняя их поведение и влияя на принятие ими решений. В некоторых случаях между человеком и информационным объектом может образовываться очень тесная связь, в результате которой человек своей деятельностью овеществляет этот объект, становится его Представлением.

Простейшими информационными объектами являются Големы, неразрывно связанные с индустриальной системой управления[5]. Голем есть искусственный интеллект, двоичными элементами которого служат чиновники, а связующей средой – организованности бюрократического аппарата. Голем является достаточно примитивной системой: его поведение исчерпывается стремлением к выживанию и экстенсивному росту. (Еще раз повторим, что поведение информационного объекта никоим образом не связано с поведением его материальных носителей: каждый из чиновников и даже все они вместе могут иметь совсем другие интенции).

Голем следует рассматривать, как информационный усилитель, встроенный в канал управления. Хотя этот информационный объект объективно глуп (количество двоичных элементов составляет первые миллионы), он осведомлен обо всем, о чем на уровне сознания или подсознания известно любому его элементу. Это позволяет Голему эффективно предотвращать нежелательные события (в том числе катастрофы и войны, масштаб которых неприемлем для Голема, исходя из императивов его выживания и роста), а также управлять процессами обмена товаров и услуг. Именно благодаря этой способности големных управленческих структур, Советский Союз смог в течение 70 лет существовать при плановой (или во всяком случае, нерыночной) экономике.

К более сложным информационным объектам относятся эгрегоры, сопоставимые по сложности с человеческой психикой, то есть, обладающие хаотической составляющей (душой). Эгрегоры представляют собой совокупную веру больших групп людей: информационное воплощение экзистенциальных представлений Человечества. Как и Големы, Эгрегоры стремятся к выживанию и экспансии, но, кроме того, они обладают также способностью к «личностному росту» - нелинейному развитию.

Способность информации к воспроизводству породила еще один класс информационных объектов – скрипты (динамические сюжеты). Динамические сюжеты «отвечают» за неизменную повторяемость в различных условиях одних и тех же исторических событий и даже событий личной жизни человека[6]. Со временем сюжеты накапливаются, хотя их количество остается конечным и небольшим.

Способность информационно-устойчивых конфигураций к самовоспроизводству привела к возникновению регуляторов устойчивости («ананке»), одним из которых является Левиафан, представляющий собой информационное воплощение товарно-денежных отношений. Заметим здесь, что Големы и Левиафаны конкурируют в управлении процессами обмена товаров и услуг, что, по-видимому, и обуславливает сложные отношения между государством и бизнесом.

Нет никаких оснований считать, что в горизонте планирования структура информационного пространства существенно изменится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: