Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Характеристика счета 60.(стр 289)

Расчеты представляют экономическую категорию, включающую систему денежных отношений между организациями по товарным и нетоварным отношениям.

К товарным операциям можно отнести куплю-продажу ТМЦ, выполнение работ, оказание услуг и т.п. Товарные расчетные операции могут вестись в 2-х формах:

1. денежной;

2. неденежной(бартерные сделки).

Все товарные операции учитываются га счетах 60 и 62. Нетоварные операции представляют денежные расчеты с учебными заведениями, НИИ, сжилижно-коммунальными организациями по квартплате, расчеты по претензиям и др. Нетоварные операции учитываются на счете 76.К нетоварным операциям можно отнести следующие операции:

1. кредиты и займы;

2. расчеты с филиалами, дочерними организациями;

3. расчеты с работниками по прочим операциям;

4. расчеты с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по налогам, сборам и платежам.

Счет №76 необходим для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, неупомянутыми в пояснениях к счетам 60-75:

· По имущественному и личному страхованию;

· По претензиям;

· По суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов.

По дебету счета №76 отражаются расчеты по претензиям:

1. К поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям, по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок;

2. К поставщикам материалов, товаров за обнаруженное несоответствие качества стандартам, техническим условиям;

3. К поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза, пути, сверх предусмотренных в договоре величин;

4. За брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом;

5. По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемых с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков за несоблюдение договорных обязательств.

Аналитический учет по счету №76 ведется по каждому дебитору или кредитору и отдельным претензиям.

Процесс снабжения – совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой и погрузо-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)). Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60. На данном счете обобщается информация о расчетах за:

1) Полученные ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и иного, а также по доставке или переработке матер. Ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате ч/з банк;

2) ТМЦ, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

3) Излишки ТМЦ, выявленные при их приемке;

4) Полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все услуги связи и др.

Счет 60 кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету ТМЦ, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке матер.ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. По дебету счета 60 учитываются суммы исполнения обязательств (оплата счетов), включая авансы и пред.оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др.. Аналитический учет по сч.60 ведется по каждому предъявленному счету, а учет расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.

Расчеты с покупателями и заказчиками учитываются на счете 62, который дебетуется со счетами 90 и 91 на суммы, оговоренные в предъявленных счетах.Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем счету, апри расчетах плановыми платежами- по каждому покупателю и заказчику.

Учет расчетов между предприятиями в зависимости от предъявления В бух. учете необходимо иметь информацию о расчетах с покупателями и заказчиками, которым была отгружена продукция, для которых выполнены работы или услуги, а также реализованы прочие активы. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы поступивших авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. При поступлении денежных средств от покупателей делаются следующие роводки: Д - т счетов 50, 51 и др. и К - т счета 62 - - отражены суммы поступивших отпокупателей платежей. Начисление НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы авансов от покупателей и заказчиков, отражается следующей проводкой Д - т счета 62 и К - т счета 68. Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по следующим параметрам: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным. По окончании каждого месяца определяют финансовый результат(прибыль или убыток) от продаж, на основании документов, подтверждающих продажу продукции (работ услуг). Финансовый результат определяется на счете 90 «Продажи».Счет активно-пассивный, не сальдовый, не балансовый. На счете 90, как по дебету так и по кредиту отражается один и тот же объем продажи, но в разных оценках: по кредиту - по ценам продажи, включая НДС и акцизы, по дебету- по полной с/стоимости, включая расходы на продажу, НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Корреспонденция счетов по учету доходов и расходов от обычных видов деятельности: Д – т сч.62 К – т сч.90 – отражение выручки от продаж; Д – т сч.690 К – т сч. 68,76 – отражение НДС с выручки; Д – т 90сч. К – т сч. 20,26,43,44 др. – отражение расходов, включаемых в с/стоимость продажи; Д – т сч.90 К – т сч.99 – отнесение ежемесячно суммы прибыли от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, на счет прибылей и убытков; Д – т сч.99 К – т сч.90 отнесение ежемесячно в конец месяца суммы убытка от продаж, выявленного на конец отчетного месяца, на счет прибылей и убытков. В целом счет 90 сальдо на конец каждого месяца не имеет. Формы расчетов и документальное оформление операций Самыми распространёнными документами в системе безналичных расчетов являются платежные поручения, которые используются для перечисления денежных средств. Аккредитивная форма расчетов – условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитивап, или предоставить полномочия дгугому банку осуществлять такие платежи. Безналичные расчеты чеками не нашли практического применения в банковской практике по причине слабой защищенности этих бумаг от подделок. Контрольные вопросы: 1. Опишите порядок расчетов по инкассо. 2. Характеристика счета 60. 3. Характеристика счета 62 4. На каких счетах учитываются товарные операции, а на каком нетоварные?  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: