Искусство стран Европы

Архитектура. Стихийный рост городов в связи с увеличением промышленного про­изводства. Разрушение канонов ордерной этики. Использование новых материалов: железа, стекла, бетона, майолики.

Модерн. Увлечение изящными криволинейными формами, избыток декоративных элементов, стилизация. Индивидуальность облика каждого здания. Жилые доходные дома, вокзалы, банки, театры. Единство стиля внешнего декора, внутренней отделки и мебели.

Антонио Гауди (1852 —.1926) — испанский архитектор. Пластичные, перетекающие объемы, смелые конструктивные решения: параболические арки, наклонные опоры, облегченные своды. Церковь Саграда Фамилия. Каса Мила и Каса Блато в Барселоне.

Функционализм. Подчеркивание утилитарно-практического значения архитектуры. Использование железобетона и прямолинейных конструк­ций. Преувеличение целесообразности. Почти полное отсутствие декора­тивных элементов.

Ле Корбюзье (1887 — 1965) — французский архитектор, один из зако­нодателей конструктивизма. Чеканная ясность геометрических объемов. Виллы в Гарше и Пуасси, поселок "Пессак", общежитие швейцарских сту­дентов в Париже, министерство Народного просвещения в Рио-де-Жанейро.

Пять тезисов нового архитектурного стиля, сформулированных Кор­бюзье: столбы вместо первого этажа, плоская крыша, удлиненные окна, свободное оформление плана и фасадов.

Попытка сблизить функционализм с органической архитектурой в пос­ледних работах архитектора. Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане.

Вальтер Гропиус (1883 — 1969) — немецкий архитектор, основатель и руководитель "Баухауза" (Высшей школы строительства и художествен­ного конструирования). Разработка небоскребов (здание "Панамерикан эрлайнз" в Нью-Йорке), административных зданий (здание "Баухауза" в Дессау, здание обувной фабрики "Фагус" в Альфледе), разработка при­емов "строчной застройки" — параллельные ряды корпусов (поселок Даммершток близ Карлсруэ).

Людвиг Мис ван дер роэ (1886 — 1969) — немецкий архитектор. В 30-е гг. — руководитель "Баухауза". Использование идей конструктивизма в создании небоскрёбов. Сиграм Билдинг в Нью-Йорке, Краун-холл в Чи­каго. В дальнейшем — разработка выразительных по композиции построек с единым внутренним пространством, которое членится стенами-ширма­ми. Дом Фарнсуорт в Плейно (штат Иллинойс).

Применение металлических и железобетонных каркасов в строитель­стве в период между двумя мировыми войнами. Преобладание конструк­тивизма.

Отсутствие единого стиля в архитектуре после середины XX в. Необы­чайное разнообразие практических возможностей и художественных при­емов, использование пространственных железобетонных конструкций, не ограниченных по форме и размаху.

Ханс Кернхард Шарун (1893-1972) — немецкий архитектор, сочетав­ший черты экспрессионизма с органической архитектурой. Жилые дома "Ромео" и "Джульетта" в Штутгарте. Зал на 2200 мест в Берлинской фи­лармонии с размещением оркестра в центре зала.

Изобразительное искусство Отчетливая борьба в изобразительном искусстве двух основных тен­денций: реалистической и модернистской (авангарда). Отказ от изобрази­тельности — отличительная черта авангарда. Лидирующее место Фран­ции в первой половине XX в. Переход лидерства в искусстве второй поло­вины века к США.

Фависты ("дикие"). Выставка 1905г. — творческая заявка группы ху­дожников, названных критикой "дикими". Работа пятнами чистого цвета в сочетании с контурным упрощенным рисунком.

Анри Матисс (1869 — 1954) — художник, возглавивший группу. Стрем­ление к решению преимущественно декоративных задач. "Испанка с буб­ном", "Танец", "Красные рыбки", "Натюрморт с ковром".

Трактовка человеческой фигуры как части изысканного узора. "Крас­ная комната".

Графическое наследие Матисса. Иллюстрации к "Цветам зла" Бодле­ра. Портреты. "Женщина с распущенными волосами", портреты Аполинера, Юткевича, Бодлера.

Рауль Дюфи (1877 — 1953). Веселая непринужденность и кажущаяся простота рисунка, декоративность и артистизм. "Скачки в Довиле", "Ка­зино в Ницце","14 июля в Довиле".

Художник-самоучка Морис де Вламинк (1876 — 1958). Напряженно-контрастные яркие краски ранних работ, экспрессивность в передаче сю­жета. "Наводнение в Иври", "Барки на Сене", "Красные деревья", "Ок­рестности Шартра".

Жизнеутверждающие пейзажи Альбера Марке (1875 — 1947). Изобра­жение реки в черте города, морских пейзажей, гаваней. " 14 июля в Гавре", "Мост Сен-Мишель в Париже", "Вид Парижа зимой".

Особое место в культуре Франции Амедео Модильяни (1884 — 1920) — итальянского художника, творившего в Париже. Удлиненность пропор­ций, лаконизм композиции, декоративность и утонченная музыкальность линий. "Большая обнаженная", "Сидящая женщина", "Ж.Эбутерн", "Крес­тьянский мальчик", "Портрет Л.Сюрважа".

Особенности творческого почерка Жоржа Роу (1971 — 1958). Круп­ные фигуры, очерченные черным контуром, написанные интенсивными цветами, напоминающие витражи. "Христос перед Пилатом", "Старый король".

Ардре Дерен (1880 — 1954) — художник, последовательно испытавший влияние Ван-Гога, Сера, фовистов, пришедший к кубизму. "Коллиур", "Лондонский мост", "Тропинка в лесу Фонтенбло". Отсутствие стилисти­ческой цельности в позднем периоде творчества. "Гавань в Провансе".

Мечтательный, лирический характер пейзажей Парижа Мориса Утрилло (1882 — 1955). "Улица на Монмартре", "Переулок Котен". Приглу­шенная цветовая гамма.

Примитивизм. Знакомство европейских художников с искусством Аф­рики и Океании. Глубокий след от встречи с этими двумя культурами. Стремление в творчестве части европейских художников к архаике и про­стоте первобытного искусства.

Анри Руссо (1844 — 1910). Создание в картинах фантастического, эк­зотического мира. "В тропическом лесу". Повышенная декоративность работ. "Муза, вдохновляющая поэта", "Автопортрет", "Двуколка месье Жюне", "Республика Франция".

Кубизм. Влияние на формирование стилистики направления схематиз­ма позднего Сезанна и африканской пластики. Отказ от перспективы. Комбинация на плоскости разложенных объёмов. Суровость аскетичного колорита. Сезанистская, аналитическая и синтетическая фазы кубизма.

Пабло Пикассо (1881 — 1973). Неистощимая изобретательность, слож­ность и неожиданность формальных поисков, своеобразная экспрессив­ность. Живописные и графические работы, керамика и гобелены.

"Голубой период" — работы, выполненные почти в монохромной гам­ме. Портреты и жанровые темы. Тема одиночества, горя, обреченности человека. "Портрет поэта Х.Сабатеса", "Нищий старик с мальчиком", Странствующие гимнасты", "Свидание".

Поиски жизнеутверждающих мотивов в "розовом периоде". "Семей­ство комедиантов", "Испанка с острова Майорка", "Девочка на шаре".

Колебания Пикассо между различными способами отношения к дей­ствительности. Приход к сомнению в пластической цельности мира По­явление человеческих фигур, разъятых на части и соединенных противо­естественным образом. "Авиньонскиедевицы", "Три женщины", "Натюр­морт с гитарой", "Натюрморт с бюстом и палитрой", "Три музыканта. Фонтенбло", "Дама с веером", "Бутылка аперитива", натюрморты с му­зыкальными инструментами, "Танец", "Женщина на пляже", "Кот и пти­ца".

Отклики в творчестве художника на события Второй мировой войны. "Плачущая женщина", "Война", "Мечты и ложь генерала Франко". "Герника" — одна из самых замечательных политических картин XX в.

Гуманистическое интеллектуальное начало в графике Пикассо. Серии иллюстраций к "Метаморфозам" Овидия, "Человеческой комедии", "Ми-нотавромахия", "Художник и модель".

Жорж Брак (1882— 1963) — наиболее последовательный кубист. Почти монохромные композиции "Женщина с гитарой", "Натюрморт с музы­кальными инструментами", "Арии Баха", "Португалец", "Столик", "Дома в Эстаке". Использование техники коллажа.

Фернан Леже (1881 — 1955) — художник, начавший как кубист. Гос­подство машинной эстетики над органическими формами в современной жизни. Механизированный облик человека в произведениях Леже. Исполь­зование изображений труб и шаров для конструирования форм в карти­нах. "Передача энергии" — панно для Всемирной выставки в Париже. "Строители", "Город", "Натюрморт с зонтом", "Женщина с вазой", "Сту­пени", "Обнаженная в лесу".

Модерн (известный под названиями "ар нуово" во Франции и Бель­гии, " югендстиль" в Германии, "сецессион" в Австрии, "либерти" в Ита­лии). Характерные для живописи модерна декоративная условность коврово-орнаментальных фонов с натуралистической осязательностью фи­гур, использование больших цветовых плоскостей. Пристрастие к симво­лическому подтексту образа.

Густав Климт (1862 — 1918) — австрийский живописец, один из ос­нователей объединения "Венский Сецессион". "Три возраста", "Портрет А. Блох-Бауэр".

Годлер Фердинанд Ходлер (1853 — 1918) — швейцарский живописец и график. "Истина", "Любовь", "Взгляд в бесконечность". Фронтальность и уравновешенность композиций. Героико-монументальные произведения Ходлера: "Дровосек", "Отправление йенских студентов в поход", "Битва при Мюртене". Символические сюжеты "День", "Ночь".

Экспрессионизм. Сложное и противоречивое течение, стремившееся выразить драматическую подавленность человека во враждебном мире. Ужас перед действительностью, чувство неполноценности и беззащитности личности. Упрощение форм и рационализм. Создание группы "Мост" и проведение выставок в Кёльне и Дрездене.

Эдвард Мунк (1863 — 1944) — норвежский живописец, чьи картины были названы критиками "крики времени". - Мотивы смерти, угасания, тревоги. "Девушки на мосту", "Крик", "Танец на берегу".

Георг Гросс (1893 — 1959) — немецкий живописец и график. Полити­ческая графика "Здесь пахнет плебсом", "Коммунисты падают, акции под­нимаются". Графические серии "Лицо господствующего класса", "Распла­та следует!". Обличение милитаризма, ужасов народной нищеты. "Чело­век будущего", "Рейхсвер обеспечит порядок".

Франц Марк (1880 — 1916) — немецкий художник, основавший вместе с Кандинским художественное объединение "Синий всадник". Изображе­ние животных с мистико-символическим акцентом. "Башня синих лоша­дей". Резкий контурный рисунок, яркий колорит. "Три красных лошади".

Отто Дикс (1891 — 1969). Жесткая точность деталей и беспощадность характеристик в сочетании с трагической изломанностью форм и обра­зов. "Война" (триптих), "Окоп", "В кафе", "Журналистка С. фон Харден". Цикл офортов "Война", "Мать и дитя", "Портрет родителей".

Современный город в произведениях Дикса "Инвалиды войны, играю­щие в карты", "Проститутки на улице".

Эмиль Нольде (1867 — 1956) — немецкий художник, работавший в ос­новном над религиозными темами. Резкая деформация и примитивизация естественных форм, экзальтация образов. Триптих "Мария Египетская".

Оскар Кокошка (1886 — 1980) — австрийский живописец, поэт и дра­матург. Драматические композиции— портреты городов: "Венеция", "Вид Зальцбурга", "Карлов мост в Праге". Яркий, контрастный колорит: "Буря", "Сила музыки", "Фермопилы".

Экспрессионизм в скульптуре Эрнста Барлаха (1870-1938). Творчес­кое переосмысление немецкой средневековой скульптуры в экспрессио­нистическом духе. Главная тема — скорбь о павших. Памятник павшим в соборе в Гюстрове. Памятник павшим в Магдебурге. "Идущий", "Ране­ный", "Ополченец", "Молодой солдат", "Погибший", "Голодающие", "Милосердие".

Символизм. Сложное течение, воспринявшее частично романтизм, мо­дерн и экспрессионизм. Художник-символист — посредник между реаль­ным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий в прошлом и настоящем признаки будущего.

Арнольд Бёклин (1827 — 1901) — швейцарский живописец, предшест­венник символистов. Таинственная символика пейзажей, аллегорических и мифологических композиций. "Тритон и Нереида", "Остров мертвых".

Одилон Редон (1840 —1916) — французский график и живописец. Сме­шение сна с явью, мистическая недосказанность. Серии литогравюр "В мире мечты" и "Апокалипсис св. Иоанна".

Связь с символизмом и модерном Мориса Дени (1870 — 1943). Смут­ные религиозно-мистические настроения. Одиннадцать панно "История Психеи".

Метафизическая живопись. Джорджа ди Кирико (1888 — 1978) —ита­льянский живописец и теоретик искусства. Условно абстрагированные ре­альные предметы, оторванные от жизненных связей и помещенные на фоне фантастических ландшафтов. "Меланхолия прекрасного дня", "Великий метафизик".

Абстракционизм (беспредметное или нонфигуративное искусство). Глубокий субъективизм и отказ от изобразительности, подготовленные разложением формы кубистов и нарочитыми искажениями форм у экс­прессионистов. Создание с помощью отвлеченных элементов (цветовое пятно, линия, фактура, объем) неизобразительных композиций. Обращение к ассоциативному мышлению и подсознанию (в этом абстракционизм смыкается с сюрреализмом и оп-артом).

Пит Мондриан (1872 — 1944) — нидерландский художник. Компози­ции из строго уравновешенных прямоугольных плоскостей, разделенных контурными перпендикулярными линиями и окрашенных в основные цвета спектра. "Композиция".

Джон Поллок (1912 — 1956) — американский абстракционист. Имита­ция в его произведениях эффекта "случайного" наложения красок без по­мощи кисти. "Четыре противоположности".

Пауль Клее (1879 — 1940) — швейцарский живописец, тяготевший к абстракционизму и сюрреализму. Музыкальность цветовых созвучий. "От­тепель в Арктике", "Натюрморт", "Красные и белые купола".

Пик абстракционизма — 50-е гг. XX в. В дальнейшем, в связи с исчер­панностью направления, — спад.

Сюрреализм. Авангардистское течение в литературе и изобразитель­ном искусстве, сформировавшееся во Франции. Использование парадок­сальности приемов дадаизма (авангардистского течения, характеризую­щегося как хаотичное, нигилистическое и эпатажное), обращение к под­сознанию, утверждение главенства интуиции в познании, а не разума, при­знание "психологического автоматизма" творчества, "соединение несо­единимого" и "правила несоответствия". Культ агрессивных влечений, патологической психики, разрушительных инстинктов, садизма.

Ив Танги (1900 — 1955) — художник-самоучка, изображавший пейза­жи, похожие на пустыню, оживляемую фантастическими животными и рас­тениями. "Мама, папа ранен!"

Хуан Миро (1893 — 1983) — испанский художник, начавший с подра­жания детскому рисунку и перешедший затем на позиции абстракциониз­ма.

Салъватор Дали (1904 — 1989) — самый последовательный сюрреа­лист, не изменивший свой творческий метод на протяжении всего долгого творческого пути. Начало творчества — "Фотографии снов". "Город пара­ноиков", "Гражданская война", "Тайная вечеря", "Распятие Христа от свя­того Иоанна", "Предчувствие гражданской войны", "Пылающий жираф", "Антропоморфный шкаф". Эпатирование зрителя и откровенная спеку­ляция на религиозных, политических и эстетических вкусах общества. "Атомный Нерон", "Атомная Леда", "Мадонна порта Льигат", "Св.Иа­ков", "Атомистический крест", "Осеннее каннибальство".

Неустойчивость творческих объединений XX в. Переход художников из одного направления в другое в связи с изменением взглядов и манеры работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: