Кольберг (Kohlberg, 1981, 1984) разделяет этапы развития личности по признаку эволюции этических представлений. Каждый из трех уровней он делит на две градации:
1. Преднравственный уровень (до 10 лет).
1‑я стадия: ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Поступок оценивается в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое он может повлечь за собой.
2‑я стадия: суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка («автономная мораль»).
2. Конвенциональный уровень (10–13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.
3‑я стадия: суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей.
4‑я стадия: суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.
|
|
3. Постконвенциональный уровень (13 лет и старше) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.
5‑я стадия: оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признании демократически принятого решения.
6‑я стадия: поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.
Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят на четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10 % людей в возрасте 16 лет и старше.