Кротов Дмитрий Валерьевич

Социальный капитал российской молодежи

22. 00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Ростов-на-Дону – 2009


Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Волков Юрий Григорьевич
   
Официальные оппоненты: Член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор Горшков Михаил Константинович
   
  доктор философских наук, профессор Блинов Николай Михайлович   доктор социологических наук, профессор Степанов Олег Васильевич
   
Ведущая организация: Институт социально-политических исследований РАН

Защита состоится «27» ноября 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «_____» октября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.Б. Маринов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Социально-трансформационные процессы происходящие в современном российском обществе заставляет по-новому взглянуть на социальное самоопределение молодежи, перспективы ее социализации и интеграции, участия в социальном воспроизводстве, но несмотря на социально-демографический кризис, сокращение доли молодежи в социально активном населении и общественном производстве, на те трудности, с которыми она сталкивается на этапе жизненного старта, на ухудшение ее социальных и социально-профессиональных качеств, молодежь остается мобилизационным ресурсом общества, поколением, которое определяет будущее российского общества. и её жизненные ориентиры референтны, влияют на ценности старших поколений.

По отношению к проводимым преобразованиям молодежь, с одной стороны, демонстрирует высокую степень адаптации, осваивая новые социально-профессиональные ниши, стремится работать в частном секторе, активна в продвижении рыночных норм и правил. С другой стороны – значительная часть молодых людей испытывает комплекс исключения, не готова к восходящей социальной мобильности, привержена потребительским, а не трудовым ценностям. Очевидны дезинтеграция и социальное обособление от общества определенных социально-профессиональных и социально-территориальных групп молодежи. Большинство из них не интересуются политикой, безразличны к проблемам общественной жизни. В то же время высок процент сторонников радикальных, часто социально-экстремистских идей, ксенофобских и рационалистических предрассудков. В настоящее время среди молодежи доминируют рыночные, достиженческие оценки, однако ощущение нестабильности и незащищенности характерно для 60,1% молодых людей[1].

Связано это с тем, что в отличие от старших поколений, испытывающих неудовлетворенность и дискомфорт потерей социального патернализма со стороны общества и государства, молодые люди не могут реализовать инновационный потенциал в условиях деформации и дисфункциональности рыночных и демократических институтов, слабой государственной политики, не направленной на поддержку молодежной инициативы, и, в не меньшей степени, неинституционализированности каналов артикуляции и презентации интересов молодежи.

Фактически сегодня молодые россияне вынуждены решать жизненные проблемы самостоятельно, либо надеясь на помощь семьи и знакомых. В современном обществе сложилась ситуация, когда население уже не верит в социальную эффективность государственных институтов, при этом уровень развития социального капитала, системы социальных сетей, норм и отношений социального доверия и социальной взаимопомощи слишком низок, что свидетельствовует о социальной автономии, возможности безболезненно пережить переходный период от государственного патернализма к социальной самоорганизации и самореализации.

В настоящее время много говорится о социальных бедствиях старших поколений, их необеспеченной старости, возможности получать медицинскую помощь, нормально питаться и достойно отдыхать и как бы мимоходом упоминается о проблемах молодежи и то в аспекте социальной безопасности (наркомания, преступность, отрицание социальных добродетелей). А ведь молодежь, на наш взгляд, в большей степени претендует на статус группы социального риска, маргинализуется с вытекающими для общества деструктивными последствиями.

В современном российском обществе формируются молодежная инфраструктура, организации, фонды, группы, которые хотя и охватывают небольшую часть молодежи, но демонстрируют отказ от сотрудничества с государством и нередко реализуют антисистемные стратегии. Существует и «законопослушный сектор», причисленный к государственным структурам или политическим партиям и движениям. Очевидно, что, действуя разрозненно и преследуя расходящиеся цели, указанные структуры предлагают только «массовый» социальный капитал.

Социальный капитал российской молодежи – тема практически неисследованная в российской социологической мысли, но имеющая неоспоримое теоретическое и социально-практическое значение. Во-первых, молодежь как мобилизационный потенциал общества, наиболее предрасположена к социально-инновационной деятельности, но только при определенном уровне социальной сплоченности. Во-вторых, молодежь становится социальной группой с префигуративной культурой, выявляя тенденции развития, если действует «снизу», на уровне совокупности социальных микрофакторов. В-третьих, необозначенность социального капитала в молодежной политике содержит практическую неэффективность молодежных программ, так как нельзя ожидать позитивных результатов там, где молодежь рассматривается либо как группа социальной опеки, либо как абсолютно несостоятельная для определения собственной судьбы. Социальная сплоченность молодежи выражает и социальные связи, имеющие не меньшее значение для экономической и политической стабильности общества, чем развитие социальной инфраструктуры в жизни других социальных и социально-профессиональных групп.

Степень научной разработанности темы. Концепция социального капитала относится к неклассической парадигме социального знания и связана с работами Дж. Коулмена, выдвинувшего идею влияния на образовательные достижения молодежи навыков, представлений, привитых в семье и кругу близких, семейной культуры. В работах Т. Парсонса, Р. Мертона, Ч. Бидуэлла, М. Троу, несмотря на ограниченность структурно-функционального анализа, рассмотрена социальная зависимость личностных компонентов и готовность к социальной интеграции, а также подчеркивается, что на состояние молодежи влияют не только «предложенные» нормы и совокупность институциональных ресурсов, но и то, что функционализм относит к культуре личности.

Концепция социального капитала возникает по аналогии с физическим и экономическим потенциалами, но содержит показатели, позволяющие проанализировать «обратное» влияние общества на политическую стабильность и экономическое развитие.

В исследованиях представителей неклассического направления Н. Элиаса, П. Бурдье, Э. Гидденса происходит поворот от социальных структур к взаимодействию, вводятся интерактивное и субъективное измерения[2]. Известный социолог «общества индивидов», Н. Элиас, использует структуры личности в связи с межличностными отношениями. Выведение взаимозависимых индивидов позволяет характеризовать социальный капитал как уровень социальной взаимозависимости совокупных способностей, навыков, ресурсов, которые существуют у индивида, включенного в социальное взаимодействие. Выдвинутое Н. Элиасом положение о конфигурации, как форме взаимодействия индивидов направлено на выявление социальной сплоченности, как основного показателя социального капитала.

П. Бурдье определяет свое исследовательское кредо в структурном конструктивизме, выходе на схемы социального восприятия, которые являются условием роста социального капитала, так как от их многообразия и направленности зависит степень сбалансированности тех или иных социальных ресурсов. Социальный капитал является способом перевода социальной самостоятельности на социальном микроуровне в интегрированность, включенность в социальные структуры, принятие или отклонение институциональных стратегий. Принимая социальные институты как конструкт отношений, Бурдье подчеркивает, что условиями воспроизводства группы являются идентификация с определенным социальным институтом и социальная мобилизованность как группы, что можно классифицировать как социальный капитал, по сравнению с объективированными экономическими и культурно-символическими позициями.

Теория структурации Э. Гидденса исходит из социального капитала, как совокупности интегративных ресурсов, способностей индивидов к взаимодействию, значительно расширяющих их возможности действовать в рамках правил и норм. Для Э. Гидденса существенным является, то что социальный капитал имеет как рефлексивное, так и социально-символическое измерение, социальный капитал определяет уровень деструктивного и практического сознания акторов, благодаря социальному капиталу акторы могут свести к минимуму непредсказуемые последствия своих действий.

В работах социологов постиндустриальной волны социальный капитал рассматривается, как важная характеристика современного общества, играющий определенную роль в социальном и экономическом развитии человеческих ресурсов. Э. Дракер, Ф. Фукуяма, Л. Туроу, Дж. Бэлбрейт видят в социальном капитале возможности, возникающие из наличия доверия в обществе, ожидания того, что члены общества готовы к взаимопониманию и поддержке «власти демократии», которая в отличие от власти рынка заинтересована в минимизации последствий экономического неравенства.

А. Этциони, М. Кастельс, Р. Инглегарт определяют социальный капитал как результат деятельности сетевых структур, основанных на принципах коммунитаризма и ориентированных на воспроизводство социальных добродетелей. Социальный капитал предоставляет возможность «коммунитаризации» общества, использования «рыночной инициативы» и демократических прав и свобод для достижения децентрализованной коммуникации, возможности общества переопределить имеющиеся социальные блага между народными структурами и мелким бизнесом, государственными институтами и общественными ассоциациями. Готовность к таким переменам определяет молодежь, как поколение постматериалистической ориентации.

Российская социологическая мысль выделяет специфические черты молодежи, как социально-демографической и социокультурной группы, исходя из объективных (социально-статусных) и субъективных (социально-идентификационных) показателей. В исследованиях В.Т. Лисовского, И.И. Ильинского, Г.В. Осипова, В.А. Ядова определяются параметры социальной деятельности российской молодежи, ее социальная субъектность, связанная с пополнением группы социального резерва общества.

Ю.А. Зубок, В.А. Чупров, З.Т. Голенкова, В.А. Мансуров, Е.А. Гришина, Б.А. Ручкин делают акцент на социально-воспроизводственной функции молодежи, особенностях социализации и социальной интеграции в современном российском обществе, различиях в доступе к институциональным рсурсам и каналам формирования молодежных идеологий.

Д.Л. Константиновский, Г.П. Чередниченко, Н.Е. Покровский в своих работах рассматривают культурно-символический механизм социального взросления молодежи, особенности межличностных отношений в контексте глобализации и транзиции ценностей.

Н.Е. Тихонова, Т.К. Горшков, Н.Ф. Черныш, А.Л. Темницкий предлагают ресурсный подход к структурным исследованиям формирования правил социального положения и социального самочувствия молодежи, который исходит из концепции капитала П. Бурдье как «совокупности реальных и потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания»[3]. В исследовательскую схему включается анализ «полезных знакомств» молодежи, влияющий на формирование и реализацию жизненных стратегий сети связей индивида. Молодежь, если следовать данной модели, действует по «логике присоединения», направляя свои усилия на наращивание неформального социального капитала.

Таким образом, достигнуты определенные результаты в концептуализации социального капитала как социального взаимодействия, характерного для функционирования социальных сетей. Сформировались конструктивно-структуралистский и ресурсный подходы к исследованию данной проблемы. Первые шаги сделаны и в российской социологии путем анализа социального доверия и социальной сплоченности российского общества. Вместе с тем социальный капитал не рассматривается дифференцированно, слабо используются критерии социоструктурного и территориального распределения социального капитала. Обширная эмпирическая база не позволяет, однако, утверждать, что молодежное измерение социального капитала, нормы, правила, социальные сети стали самостоятельным предметом исследования. Исходя из положений структурно-функционального анализа, социальный капитал ассоциируется с неформальными социальными отношениями, отклонениями от норм и удовлетворением латентных потребностей молодежи. Отсутствие исследований по молодежному участию в социальном капитале также влияет на сужение отмеченной проблематики институциональными рамками и идентификационными стратегиями молодежи, которая, несмотря на определенный дефицит социального капитала, эффективно использует «сетевые нормы» для решения проблем трудоустройства, в поведении на рынке труда, позиционирования в политической жизни и ценностных ориентациях. Социальный капитал как совокупность ресурсов, связанных с включенностью молодежи в социальные сети, влияет на ее идентификационный выбор, участие в массовых социальных практиках, интеграцию в общество в качестве самостоятельной социальной группы, что диктует выбор данной исследовательской проблематики.

Целью данного исследования является анализ состояния и перспектив становления и роста социального капитала российской молодежи в контексте ее социальной ресурсообеспеченности и социального самоопределения в постсоветском обществе.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

- определение концепта социального капитала в социологическом знании;

- выявление особенностей производства и воспроизводства социального капитала российской молодежи в контексте социальных трансформаций российского общества;

- исследование структуры социального капитала российской молодежи как условие ее социальной ресурсообеспеченности;

- характеристика влияния социальной ресурсообеспеченности на социальную мобильность молодежи;

- влияние моделей социального взаимодействия российской молодежи на состояние социального капитала;

- характеристика состояния социальной сплоченности российской молодежи как интегративного показателя социального капитала;

- анализ социального доверия в поведенческих моделях молодежи как условия наращивания социального капитала;

- исследование форм участия молодежи в жизни гражданского общества как ее вклада в формирование социального капитала;

- определение значения социальных сетей в формировании социального капитала молодежи;

- анализ значения неформального социального капитала в позициях молодежи для реализации жизненных планов.

Объектом исследования является российская молодежь как социально-демографическая и социокультурная группа общества, имеющая определенные установки на принятие и использование социального капитала.

Предмет исследования – социальный капитал российской молодежи как совокупность её социальных ресурсов, ориентированных на институционализацию доверия и признание молодежи в обществе.

Гипотеза исследования. Социальный капитал российской молодежи, как совокупность возможностей, связанных с её участием в социальном взаимодействии, включает преимущественно неформальные социальные нормы и правила, так как в условиях дефицита доверия к государственным структурам и слабой социальной самоорганизации молодежи, каналов артикулирования, делегирования групповых интересов и инструментальной её активности, молодежь нацелена на рост социального капитала на социальном микроуровне и идентификацию с социально-сетевыми структурами. Социальная сплоченность молодежи как интегральный показатель социального капитала выражается в осознании и реализации различий в межпоколенческом взаимодействии на уровне группового оптимизма и коллективных установок на формулу «успеха». Социальный капитал молодежи включает в себя так называемую «возрастную ренту», необходимую для усиления социальной защищенности, с одной стороны, и легитимации социального и политического индифферентизма,- с другой. Такая асимметрия социальных отношений приводит к тому, что, имея высокий адаптивный потенциал в сфере экономики, молодежь занимает аутсайдерские позиции в социальной жизни, сосредоточивая интересы в отношениях «взаимовыгодного» взаимодействия, строит нормативные границы по логике «жизненного успеха», и интегрированности в социальные институты «частным образом».

Теоретико-методологической основой исследования выступают положение и выводы, которые содержатся в произведениях Э. Гидденса, П. Бурдье, Ф. Фукуямы о социальном капитале как совокупности социальных ресурсов, связанных с социальным доверием, взаимными знакомствами и признанием. Основываясь на идеях Н.Е. Тихоновой, В.А. Ядова, Ю.А. Зубок относительно социальной интеграции российской молодежи, ее социальной ресурсообеспеченности и приращения ресурсов посредством моделей сетевого взаимодействия, автор диссертации исходит из концепта молодежи как коллективного актора социального воспроизводства.

Методология диссертационного исследования строится также с учетом концептуальных разработок проблем социальной мобильности и социальной активности российской молодежи в трудах таких социологов, как З.Т. Голенкова, Д.Л. Константиновский, Е.А. Гришина.

Эмпирическая база исследования основывается на материалах социальной статистики Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социального развития, Госкомстата РФ, вторичного анализа эмпирических данных Института социологии РАН в 2005-2009гг. Кроме того, автором проведено самостоятельное социологическое исследование в 2007-2009 гг. с целью выявления основных показателей формирования и роста социального капитала молодежи. Использовался метод опроса. Выборка квотная. Для обоснования репрезентативности выборки применялся статистический подход.

Научная новизна исследования заключается в следующих позициях:

- выявлено, что социальный капитал как социологический концепт, определяет ресурсообеспеченность социальных групп и слоев на уровне сетей взаимодействия по сравнению с классическими подходами, делающими акцент на определении статусных показателей;

- обоснован конструкт исследования социального капитала российской молодежи по показателям включенности институциональных и неформальных ресурсов, что вносит определенную новацию по сравнению с традиционно используемой схемой молодежи в системе социального воспроизводства;

- выявлено, что социальный капитал по своей структуре не обеспечивает дефицитных социальных ресурсов, что понижает возможности ее референтности по сравнению с другими поколениями;

- определено, что уровень социального капитала молодежи не соответствует стремлению удовлетворить восходящую социальную мобильность молодежи, и гарантировать риски «нисхождения», что делает приоритетным снижение неопределенности, а не постепенную социальную карьеру;

- проанализированы модели социального взаимодействия молодежи, направленные как на использование институциональных ресурсов, так и на актуализацию неформального социального капитала, что расширяет знания о социальной самодеятельности молодежи, по сравнению с анализом только институционализированных практик;

- обосновано, что социальная сплоченность российской молодежи как интегральный показатель социального капитала ориентирована на создание условий для извлечения «возрастной ренты» и повышение адаптивного потенциала в сфере экономики, что определяет перенос исследовательских акцентов на социальные сети молодежи;

- охарактеризован уровень социального доверия молодежи, достаточный для воспроизводства норм и правил сетевого общения и неадекватный в контексте социальной и социально-профессиональной интеграции, что требует переопределения каналов интеграции молодежи в современном российском обществе;

- определено, что в структуре гражданского общества молодежь ориентирована на диалог с государственными институтами по логике «присоединения» и поддержание позиции «нейтралитета» с целью минимизации избыточных социальных обязательств, что вносит определенную новацию в осмысление гражданских позиций молодежи;

- выявлено, что социальные установки молодежи носят инструментальный характер, определенные преимущественно участием в экономических практиках и в гораздо меньшей степени связанные с социальным самоопределением, что определяет необходимость осмысления социальной деятельности молодежи, направленной на поиск оптимальных сфер самореализации;

- обосновано, что неформальный социальный капитал, институционализированные ресурсы «знакомства» и «признания» ориентированы на установку молодежи к сетевым структурам и дистанцирование от идентификации с рыночными и демократическими институтами, требующими реализации определенных институциональных стратегий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепт социального капитала как совокупность возможностей социальной самореализации индивидов и социальных групп в системе социального взаимодействия рассматривается в классической парадигме как социальные преимущества, связанные с социально-статусными позициями, и описывается как результат интегрированности в определенный социально-ролевой комплекс и исполнение функции социального воспроизводства. Неклассическая социологическая парадигма исходит из жизненных диспозиций индивида и смещения его активности на социальный микроуровень в связи с неопределенностью и нестабильностью структурных правил и ограничений и определяет социальный капитал как совокупность определенных социальных адаптивных и мобилизационных качеств индивида и группы, направленных на формирование сетей неформального взаимодействия и адаптацию коллективных ресурсов к схемам восприятия и жизненным целям.

2. Социальный капитал российской молодежи содержит два основных параметра: а) формальный, связанный с идентификацией с основными социальными институтами и доступом к институциональным ресурсам; б) реальный, определяемый включенностью в систему социального взаимодействия, наличием полезных знакомств и социальной опеки, а также готовностью к совместным социальным практикам, ориентированным на реализацию групповых интересов. Поэтому, социальный капитал анализируется как по показателям интегрированности в социальную и социально-профессиональную структуру общества, так и по степени деятельности в сетях «неформальной кооперации», что обосновывает возмещение дефицита социального капитала в молодежной среде, ориентированной на социальную микросреду и двойственность социального поведения.

3. Социальная ресурсообеспеченность российской молодежи в отличие от старших поколений опирается на приобретенный социальный опыт: в условиях спросоограниченности рынка труда, узости социально-инновационного сектора и инструментальности взаимоотношений молодежи в социальной и социально-политической сферах, направляет усилия молодежи в основном на экономический и правовой секторы, что повышает значимость социального капитала как обмена на экономические ресурсы при девальвации культурно-символического (образовательного) капитала, а также готовность к достижению жизненных целей, используя совместный ресурс, а не социальную инфраструктуру (гражданское общество).

4. Российская молодежь ориентирована на восходящую социальную мобильность, однако преобладание в обществе нисходящей социальной мобильности, малая эффективность традиционных каналов социальной мобильности вынуждают её использовать неформальный социальный капитал или ориентироваться на успех перемены профессии или включение в теневые практики. Ориентированность молодых на повышение адаптивного потенциала в экономической сфере приводит к ограничению восходящей социальной мобильности «уровнем доходов», минимизирует возможности в наращивании дефицитных социальных ресурсов как базисного уровня социальной карьеры, что делает социальную мобильность «маркером» исключительно для взаимодействий со «своими» и усиления различий со старшими поколениями и «чужими» в молодежной среде.

5. Социальное взаимодействие российской молодежи основано в основном на принятии инструментального активизма и включении модели «успеха». В первом случае она ориентируется на мобилизацию социальных ресурсов, прежде всего социального капитала, для занятия престижных позиций в сфере экономической жизни, обеспечивая сетевой капитал на определенных экономических и потребительских позициях. Во втором – участие в социальном взаимодействии связано с извлечением «возрастной ренты», стремлением пролонгировать транзитивный статус для уклонения от обязанностей (служба в армии, гражданская ответственность) или накопления ресурсов с целью получения преференций в ближайшем будущем. Социальное взаимодействие через «минимизацию и избирательность контактов» определяется дистанцированием от фундаментальных ценностей как альтернатива образу жизни старших поколений и сопряжено с социальными и экономическими рисками.

6. Социальная сплоченность российской молодежи не достигает состояния эффективного социального капитала, так как она дифференцирована по социально-статусным, региональным различиям и не представляет мобилизованную социальную группу, демонстрируя повышенную консолидацию по поводу наступления на «индивидуальные свободы» или ограничение экономической активности, но будучи интегрированной в сети взаимодействия на социальном микроуровне конкурирует между собой в сфере распределения экономических и социальных благ. Социальная сплоченность молодежи ограничена групповым партикуляризмом, что ограничивает ее возможности в выработке универсальных социальных стандартов.

7. Уровень социального доверия молодых людей, как способа повышения социальной определенности характеризуется позициями доверия к социальным сетям социальной микросреды и негативным восприятием социальных и государственных институтов, что способствует недоверию или создании дополнительных механизмов «страховки» в взаимодействии с «другими», имеющих последствием партикуляризацию социальных позиций молодежи и переориентацию на неформальный социальный капитал, девальвирующий значимость социального доверия. Выборочный характер доверия молодых ориентирует на преобладание норм и правил сетевого общения в социальном взаимодействии, что приводит к взаимному отчуждению молодежи и формальных институтов.

8. Гражданское общество в формировании социального капитала российской молодежи занимает нереферентные позиции, так как социальные сети молодых россиян и институты гражданского общества разделены возрастными, представительскими и нормативными границами. Молодежные социальные сети воспроизводятся в неформальных социальных практиках, ориентированных на конвенциональные отношения и основанных на профессиональных, потребительских и региональных предпочтениях. Гражданское общество в России включает представителей преимущественно среднего поколения, интегрированных в институционализированные социальные практики, и позиционирует отношение к молодежи как социальному резерву в системе опеки и кооперации.

9. Гражданские установки в поведении российской молодежи не выступают ресурсом социального взаимодействия, так как направлены на защиту индивидуальных прав и свобод, сохранение и расширение приватной сферы, или рассматриваются как дополнительный ресурс достижения жизненных целей и по влиянию и способам реализации связываются с инструментальным активизмом молодежи. Нормы социальных сетей имеют для молодых россиян большую аттрактивность, что определяется смещением активности в социальную микросреду, инструментальной интерпретацией гражданских норм и демонстрацией разрыва с коллективистским опытом старших поколений.

10. Неформальные социальные отношения имеют доминирующее значение для завоевания социальных позиций российской молодежью, так как в отличие от гражданских структур ограничиваются «минимальным» социальным доверием, опытом взаимного знакомства, не содержат нормативных границ и ориентируют на обзаведение полезными знакомствами в большей степени, чем позитивную легитимацию социальных приоритетов. Большинство молодых россиян уверены в значительном социальном эффекте неформального социального капитала по сравнению с поддержкой государства или дивидендами участия в гражданском обществе.

Научно-практическая значимость работы. Проведенный в диссертационном исследовании теоретический анализ социального капитала российской молодежи может быть полезен как при разработке концепции социальных отношений в целом, так и при осмыслении молодежной проблематики в настоящем. Сформулированные автором положения и содержащиеся в диссертации выводы могут быть положены в рекомендации по гражданскому воспитанию молодежи, социально-профессиональной ориентации и интеграции в жизнь российского общества и регионов.

Теоретико-методологические и практические результаты определяется актуальностью молодежной проблема­тики, а также потребностью осмысления последствий трансформации молодого поколения в современном рос­сийском обществе.

Материалы диссертации могут найти применение в высшей школе при чтении курсов социально-гуманитарных дисциплин, таких как: общая социология, социология молодежи, социология се­мьи, социальная психология, экономической социологии, а также могут стать основой для дальнейшей разработки данной проблематики. Результаты исследования могут оказаться полезны­ми при формировании конкретных социологических исследований в области социологии молодежи, молодежных программ и политики регионального и федерального уровня, а также различ­ных направлений в области поддержки молодых россиян.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных конференциях, а также на Международных конференциях «Регионы Юга России: вызовы мирового кризиса и проблемы национальной безопасности» (Ростов-на-Дону, 2009 г.), «Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты» (Ростов-на-Дону, 2007 г.), на III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия», на Межрегиональной научно-практической конференции «Социализация молодежи Юга России в ХХI в.» (Ростов-на-Дону, 2007 г.), Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России (Ростов-на-Дону, 2007 г.), конференции студентов, аспирантов и докторантов «Путь в науку» (Ростов-на-Дону, 2008 г.), Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Ростов-на-Дону, 2008 г.).

Материалы исследования были отражены в 39 публикациях общим объемом 35,5 п.л., в том числе в изданиях перечня ВАК 11 статей объемом 6,2 п.л. Диссер­тация обсуждалась и была рекомендована к постановке на защиту в диссертационный совет на кафедре социологии, политологии и права Института переподготовки и повышения квалификации пре­подавателей гуманитарных и социальных наук Южного федераль­ного университета.

Структура д иссертации обусловлена целью, задачами ис­следования и включает введения, четырех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: