Это упражнение можно проводить в первой или заключительной части занятия.
«Мы все чувствительны к комплиментам. На прошлых занятиях вы говорили много добрых слов о своих близких и просто знакомых. Люди действительно заслуживают того, чтобы о них говорили с добром в сердце. А те, кто присутствует сегодня на нашей группе? Пусть каждый из вас скажет каждому члену группы что‑нибудь приятное. Постарайтесь найти для каждого человека нужные и искренние слова. Это будет еще одной небольшой проверкой того, насколько доброжелательно вы относитесь друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке. Обращайте внимание на свои ощущения, запоминайте их, чтобы потом обсудить это со всей группой».
ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Этот раздел тренинга ориентирован на выработку навыка воспринимать действия других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Первый шаг в развитии способности высказываться в описательном ключе, а не в форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных, вызывают у людей большее желание понять и изменить свое поведение. Например: «Лена, ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения.
Упражнение 1. «Говорю, что вижу»
Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и по очереди говорят, что они видят. Например, «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Консультант следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники.
Упражнение 2. «Вижу разницу»
«Пусть один из нас (доброволец) какое‑то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому‑то выбранному нами признаку. Признак должен быть зрительно виден и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Кто хочет попробовать?» Затем выбираются другие добровольцы.