Общее представление о совместной деятельности. Деятельность группы рассматривается в науке как продукт взаимодействия, как конечный результат столкновений множества отдельных воль, как равнодействующая бесконечного количества «перекрещивающихся сил». В процессе этой деятельности преобразуется не только ее предмет, но и сама группа, индивиды, которые стремятся «реализовать, осуществить себя», «духовно творят друг друга».
В зависимости от того, какое объединение индивидов является субъектом деятельности, различают ее формы:
· совокупная деятельность, субъект которой — статистическая совокупность людей;
· действия людей в ходе группового контакта, субъект — любые случайные скопления;
· собственно групповая деятельность, которая возникает в ходе объединения людей, испытывающих потребность в совместной, взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности и общении друг с другом.
Высшим уровнем развития групповой деятельности является коллективная деятельность, субъектом которой выступает коллектив. Таким образом, совместная деятельность для группы (коллектива) — одновременно и потребность, и фактор ее развития.
|
|
Выделяются следующие формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая (Л.И.Уманский) или непосредственно-коллективная, индивидуально-коллективная (А. А. Руса-линова).
Совместная деятельность имеет структуру, аналогичную индивидуальной. Однако по своему психологическому содержанию она богаче, каждый ее участник вносит свой вклад в совместный опыт. В результате образуется «общий фонд информации», которым пользуется каждый (Б.Ф.Ломов).
В любой совместной деятельности обязательно есть взаимодействие между ее участниками. Поэтому в самом общем виде она может быть охарактеризована как субъект-объект-субъективное взаимодействие, где восприятие субъекта — участника деятель-
ности — оказывается опосредованным его «местом» в осуществлении совместной деятельности, т.е. позицией по отношению к объекту деятельности.
Основные признаки совместной деятельности. А.Л.Журавлев рассматривает следующие признаки совместной деятельности (СД):
1) наличие общих целей для различных включенных в деятельность участников. СД, как и любая форма кооперации, вызывается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны или доступны лишь частично отдельному человеку. Как и всякая человеческая деятельность, СД становится целесообразной в том случае, когда заранее ставятся осознаваемые цели, а сам процесс СД подчинен их достижению;
|
|
2) участники СД кроме индивидуальных мотивов должны иметь побуждение работать вместе, т.е. должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать надындивидуальные цели и задачи, значимые для каких-то групп или в целом для общества. Единые цели и общая мотивация есть исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта);
3) необходимое разделение единого процесса достижения определенной общей цели деятельности на некоторые составляющие, т.е. на отдельные, но функционально связанные совокупности действий, операций (частей деятельности), и их распределение между участниками этого процесса. Такое распределение приводит к формированию функциональной структуры. Оно не должно быть чисто случайным, характеризуется взаимным дополнением и определяет деятельностную (функциональную) взаимную зависимость участников СД;
4) объединением (или совмещением) индивидуальных деятель-ностей, понимаемым ка?к образование целостности СД и приводящим к возникновению определяемых деятельностью взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками СД, порождается феномен совместности как особое качество деятельности группы;
5) согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей всех участников СД предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с определенной программой, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается многочисленных характеристик деятельности: объемных и качественных, пространственных и временных, темпа и интенсивности, ритмичности и т.д.;
6) необходимость в управлении — потребность, внутренне присущая СД, — неизбежно порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью которой является непосредственная направленность на участников СД, а через них — опосредованное воздействие на предмет совместного труда;
7) наличие единого конечного результата, общего для участников СД, которая и возникает для того, чтобы был достигнут этот результат (совокупный продукт) или был бы достигнут за более короткое время, более эффективно или качественно. Соотнесение единого конечного результата с общими целями СД позволяет определять ее целенаправленность, с общими затратами — ее эффективность, с индивидуальными затратами и результатами — индивидуальные вклады участников в СД;
8) единое пространство временного функционирования участников есть одно из наиболее элементарных, но необходимых условий осуществления СД.
Основные признаки совместной деятельности
№ п/п | Признак совместной деятельности (СД) | Социально-психологический процесс СД | Характеристика (свойство) СД и коллективного субъекта |
Наличие единой цели | Целеобразование (целеполагание) | Целенаправленность | |
Побуждение работать вместе (общая мотивация) | Мотивообразование (мотивирование) | М отиви ро ван ность | |
Разделение деятельности на функционально связанные составляющие | Распределение функций между участниками | Структурированность (распределенность) | |
Объединение индивидуальных деятель- ностей | Объединение (совмещение) | Интегрированность (объединен ность) | |
Согласованное выполнение распределенных и объединенных индивидульных деятельностей | Согласование (координация) | Согласованность (ко-ординированность) | |
Наличие управления как атрибутивной функции совместной деятельности | Управление (регулирование) | Организованность и управляемость (регулируемость) | |
Единый конечный результат | Оценивание групповых результатов | П родукти вность (результативность) | |
Наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей | Функционирование в едином пространстве и времени | Условия (пространст-венные и временные) совместной деятельности группы |
Роль взаимодействия в совместной деятельности. В процессе СД имеет место единство двух направлений воздействия ее участников. Во-первых, это совместные воздействия на общий предмет труда, которые и вызывают необходимость исполнения основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и результата и т.п.)- Во-вторых, это взаимные воздействия участников СД, которые порождаются отношениями производства и вызывают необходимость выделения и использования в анализе СД новых элементов. Такими составляющими компонентами СД являются предметно направленные взаимодействия.
|
|
Под взаимодействием понимается такая система действия участников СД, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а последние, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.
Однако отличаются они не только и даже не столько наличием или отсутствием взаимодействия между участниками деятельности, сколько характером его включения в структуру самой деятельности.
Взаимодействия между людьми (и общение как одна из конкретных форм) могут иметь место и при выполнении относительно независимых индивидуальных обязанностей, но при этом они не включаются в структуру индивидуальной деятельности и не вносят в нее принципиальных изменений. В данном случае взаимодействие, образно говоря, «присутствует рядом» с индивидуальной деятельностью, сопутствуя ей в форме общения людей друг с другом. Оно не является предметно направленным. Когда же взаимодействие преобразует выполняемую деятельность, то последняя уже перестает быть индивидуальной, а становится определенной формой СД.
Следовательно, предметно направленные взаимодействия, с одной стороны, органически включаются в психологическую структуру СД, a g другой — изменяют структуры индивидуальных деятельностей ее участников, подчиняя их общим целям и задачам. Фактически структура СД складывается, функционирует и развивается именно через предметно направленное взаимодействие участников деятельности.
|
|
Различия в профессиональной ментальное™ педагогов и психолога. Психолог и педагоги взаимодействуют в совместной деятельности, цель которой — развитие детей. Для успеха совместной деятельности необходимо ценностно-ориентационное единство ее участников. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях воспитательно-образовательного процесса, их ценностными ори-ентациями, установками по отношению к детям.
Психолог не может не учитывать эту реальность, так как становится участником педагогического процесса. Вместе с тем он остается носителем своей профессиональной системы целей и ценностей, которые могут не совпадать с таковыми у педагогов и педагогического коллектива в целом.
Профессиональная ментальностъ включает в себя профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки.
Принципиальные различия в профессиональной ментальности педагогов и психологов (по Д. В.Обориной)
Психологи | Педагоги |
1. Временная перспектива | |
Мотивация ориентирована на настоящее и ближайшее будущее | Мотивация в значительной степени относится к периодам близкого и отдаленного будущего |
2. Содержание мотивации | |
Выражена ориентация на общение, работу по специальности, самореализацию в профессиональной сфере, на определенный уровень достижений; альтруистическая мотивация; от окружающих ожидают любви, уважения, признания | Выражена познавательная мотивация и мотивация, связанная с собственной личностью, в частности с Я-концепцией; высокий уровень потребностей; от окружающих ожидают помощи, надеются на удачу |
3. Ценностные ориентации | |
Терминальные ценности (ценности-цели) | |
Счастливая семейная жизнь, счастье других | Свобода, познание |
Инструментальные ценности (ценности-средства) | |
Широта взглядов, эффективность в делах, высокие запросы, независимость, рационализм | Воспитанность, аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других |
4. Установка по отношению к ребенку | |
Уровень контроля | |
Минимальный контроль, предпочтение либерального стиля общения | Высокий уровень контроля, склонность к авторитаризму |
Представление об ученике | |
Высокая когнитивная сложность восприятия, безоценочность | Низкая когнитивная сложность восприятия, оценочность |
Эти различия могут стать причиной трудностей во взаимодействии педагогов и психологов. Поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на сближение их ценностных ориентации и установок, достижение взаимопонимания между ними.
Взаимодействие психолога и педагогов в учебной деятельности. Позиции педагога и психолога в общеобразовательных учреждениях зачастую разделены уже на уровне целеполагайия. Педагоги в качестве основной цели своей деятельности видят сформиро-ванность у ученика знаний, умений и навыков, а также социальных норм поведения, а психологи считают, что их цель — помощь в развитии личности ученика и выполнение «заказов» педагогов. Соответственно строится и деятельность психологических служб: предоставить педагогам информацию о развитии учащихся, просветить их, как надо действовать, консультировать всех участников педагогического процесса, корректировать личностное развитие учеников, проводить профилактику и пр. В этом случае следует исходить из того, что и психолог, и педагог выполняют единую деятельность по организации поддержки личностного роста, социализации и индивидуал°изации ученика и им нужно согласовывать не цели, а действия! и операции. В первую очередь это касается организации учебной деятельности, являющейся одной из основных в образовании, в которой, однако, психологи почти не участвуют.
По мнению специалистов (С. А. Гильманов), одной из областей приложения совместных усилий педагога и психолога является актуализация культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности.
Содержание образования, оформленное в виде учебной дисциплины, неизбежно отражает иерархическую структуру и измерения культуры как исторически заданного универсума «кристаллизованных, опредмеченных творческих возможностей людей» (В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев). Однако актуализация этих измерений зависит от способа включения содержания образования в общение и взаимодействие участников образовательного процесса. Можно выделить два «крайних» способа такого включения: культурно-ориентированный и ситуативно-ориентированный.
Культурно-ориентированный сяоеобевязан с обращением к культурным смыслам, когда мы пользуемся человеческим опытом так, «чтобы его смысл перетекал в нас, чтобы тем самым мы длили человечество» (М. К.Мамардашвили). Культурный смысл связан с высвечиванием в содержании образования высших ценностей, идеалов, духовности через смыслы личностные, рождающиеся в процессах «вживания» в изучаемое (М. М. Бахтин).
Ситуативно-ориентированный способ опирается на отношение к изучаемому материалу как к разбитому на «порции» знанию, которое необходимо усвоить ученику, и связан с обращением к смыслам, возникающим в ситуациях взаимодействия педагога и ученика, — ситуативным смыслам. При этом и личностные смыслы приобретают ситуативно-процессуальный характер.
Совместная работа педагога и психолога по актуализации культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности заключается:
· в поиске конкретных социально-психологических механизмов и способов выявления культурного смысла содержания образования для учащихся (отношение педагога и учеников к учебному материалу как к культуре);
· в поисках «психологических измерений» содержания учебного материала и его воспроизведения;
· в ретроспективном анализе влияния характера действий педагога на отношение учащихся к учебному материалу;
· в рефлексивном самоанализе собственного отношения педагога к изучаемому.
При этом одна из задач психолога — формирование диагностического инструментария для осмысления реального поведения педагога в отношении актуализации культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности.
Исследования С. А. Гильманова показывают, что можно выделить целый ряд таких показателей-индикаторов — от характера преобладающих ситуаций на занятиях до наиболее часто встречающихся вербальных конструкций, употребляемых педагогом и учащимися в процессе взаимодействия. При этом обнаруживается и прямая связь способов включения содержания образования в общение, и взаимодействие педагога и учащихся с психологическими механизмами, обеспечивающими его освоение.
Ситуативно-ориентированный способ связан с нацеленностью на «знание материала» путем его точного воспроизведения, «правильного—неправильного» оперирования им, однозначного его представления.
Культурно-ориентированный — с характеристиками связей изучаемого с другими знаниями, с личным и социокультурным опытом, с ценностным содержанием, с различными способами его выражения. Здесь можно говорить о различных когнитивных механизмах овладения содержанием образования: усвоении (ин-териоризации) или понимании (единстве интериоризации и экс-териоризации).
Такую аналитическую, диагностическую, реализационную деятельность педагогу и психологу невозможно осуществлять раздельно, она может происходить только в их взаимодействии, сотрудничестве, содружестве. При этом их позиции неизбежно открыты и для учащихся, что имеет важное значение: действительное развитие личности ученика может обеспечиваться только при условии, что с ним работают профессионалы, не просто со стороны влияющие на него, но и сами личностно вовлеченные во взаимодействие, индивидуализирующиеся и социализирующиеся в нем.
Формирование запроса на психологическую помощь. Лишь небольшая часть практических психологов приходят в воспитательно-образовательные учреждения, где до них уже успешно работали психологи. Основная масса является первопроходцами, их функциональная ниша не выявлена. Функциональные обязанности психолога чаще всего не определены и понимаются по-разному в различных учреждениях, разными педколлективами и их членами.
Практический психолог может столкнуться с ситуацией, когда запрос на его деятельность не сформирован, педагоги считают, что они не нуждаются в его помощи (такая ситуация в принципе невозможна в собственно психологическом учреждении, например в психологической консультации, где работа осуществляется в основном по инициативе клиента, в той или иной мере мотивированного на общение с психологок и принятие его рекомендаций). Попадая в ситуацию отсутствия запроса, начинающие школьные психологи часто испытывают состояние фрустрации.
В ряде случаев запрос на работу психолога имеется, однако он является неадекватным, что может проявляться в отношении цели, содержания работы. Примеры неадекватных запросов: «Вы будете заниматься с детьми всех 12 групп нашего детского сада математикой. Ваша задача — как можно лучше подготовить их к обучению по этому предмету в школе»; «Возьмите под контроль трудных детей и наведите порядок на переменах».
Неадекватность также проявляется в отношении методов, специфики работы психолога. Пример: «Вы должны будете присутствовать в группах, где работают малоопытные воспитатели, и помогать им налаживать работу». Если мы проанализируем этот запрос, то увидим в нем и адекватную часть — помощь начинающим педагогам. При этом важно учитывать, какое содержание привносится в само понятие «помощь». Необходимо выделять методический аспект, входящий в функциональные обязанности методиста, и психологический, который составляет содержание работы психолога. Неадекватная часть данного запроса касается методов достижения цели. Заведующая предполагает, что лучший путь — постоянное присутствие психолога в группе. Безусловно, такое представление основывается на незнании специфики психологического труда, низкой психологической подготовленности в целом.
Следовательно, на первом этапе взаимодействия психолога с педагогическим коллективом ему необходимо активно заниматься формированием адекватного запроса на свою деятельность, разъяснять, в каких случаях, каким образом и при каких условиях он может быть полезен.
Анализ ответов методистов детских садов показывает, что они предпочитают такого психолога, который способен проникнуться проблемами детского учреждения и педагогов, органично войти в жизнь детского сада, стать «своим». Более половины ответов на вопрос анкеты «Перечислите проблемы детского сада, в которых, на ваш взгляд, нужна помощь психолога» касается работы психолога с педагогами: создание благоприятного климата в коллективе; налаживание взаимоотношений педагогов между собой, с родителями, с детьми; помощь педагогам в работе с детьми. Вместе с тем 47 % опрошенных отмечают, что данное направление работы является наиболее трудным для психологов, не имеющих опыта работы в детском саду (Т.А.Леви).
Такой запрос коренным образом отличается от привычных представлений детских психологов, занимающихся диагности-ко-коррекционной работой с детьми в отрыве от реальной воспитательно-образовательной ситуации их развития. Задачи, связанные с изучением, моделированием и изменением среды развития детей, являются принципиально новыми для детских психологов. Поэтому они вызывают значительные трудности не только у молодых, но и у опытных специалистов, работавших до прихода в детский сад, школу или интернат в психологических консультациях или других специализированных психологических учреждениях.
Возможный заказ на сотрудничество педагога, учителя и психолога, по мнению Г.С.Абрамовой, может и должен строиться как взаимодействие с психологической информацией,.структурированной понятием «норма психического и личностного развития». Если предметом взаимодействия обучающего и обучаемого является учебный предмет, то психолог своим присутствием в этой ситуации должен решать следующие проблемы:
· адекватности отражения учеником^учебного процесса;
· адекватности отражения учителем учебной дисциплины как предмета взаимодействия;.
· адекватности отражения учеником роли и места учителя в его жизни;
· адекватности отражения учителем роли й места ученика в его жизни.
Функциональные ниши специалистов в детском саду. Особого внимания заслуживает изучение функциональных ниш различных членов педагогического коллектива. Оно помогает осознать собственную функциональную нишу и точки пересечения в работе с другими специалистами. Рассмотрим сферы пересечения в работе психолога и методиста детского сада:
Психолог | Методист |
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей Повышение психологической компетентности педагогов Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень | Пропаганда педагогических знаний среди родителей Повышение педагогической квалификации педагогов Контроль за реализацией воспитательно-образовательных программ |
Существует немало случаев, когда психологи не учитывают функциональные ниши коллег. Речь идет о взаимоотношениях не только с методистами или завучами школ, но и с администраторами, учителями, врачами. В зонах пересечения каждый из специалистов должен заниматься своим аспектом проблемы, но чрезвычайно важны согласованность их действий, общее видение принципиальных вопросов, перспективы работы и путей реализации поставленных целей.
Для того чтобы психолог мог реально влиять на воспитательно-образовательный процесс, он" должен стать значимым членом коллектива школы. Поэтому на первом этапе профессиональной деятельности он формирует у педагогов желаемый образ психолога, обретает эмоциональный статус и авторитет профессионала. В дальнейшем находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения. На основе согласованных действий и распределения функций осуществляется программа взаимодействия и формируется общий фонд знаний, умений и навыков.
Контрольные вопросы
1. Какие требования к личности психолога предъявляются его профессиональной деятельностью?
2. В чем состоит специфика статуса психолога в системе образования?
3. Каковы существенные характеристики модели психолога и его профессиональной деятельности?
4. Что такое совместная деятельность и профессиональное взаимодействие?
5. Каковы признаки совместной деятельности и ее результаты?
6. В чем состоят трудности профессиональной адаптации психолога в системе образования?