Деятельность исполнительной власти сопровождает нас от момента нашего рождения. Действительно, органы государственной власти собирают практически всю информацию о человеке: где он работает, сколько получает, где хранит деньги, сколько должен и какова его кредитная история, где и с кем живет, состав его семьи, куда и когда путешествует, какую машину водит и как он водит, здоров ли он и где лечится, имеет ли судимости и многие другие сведения.
Но все эти данные часто существуют, как правило, в бумажной, а не в электронной форме. Они разрознены, рассеяны по разным кабинетам или находятся в разных базах данных, иногда технически несовместимых между собой. Информация, собранная одной организацией, бывает недоступна для других учреждений и организаций. Поэтому задача системы государственного и муниципального управления – подойти к этой информации системно, то есть создать из нее доступную для органов государственной власти и управления и удобную для оказания услуг населению базу данных.
|
|
Сразу отметим, что предоставление электронных государственных услуг не требует дополнительной информации о человеке. Скорее, ее потребуется меньше (нет дублирования данных), и это упрощает работу. Но придется все разрозненные сведения о человеке:
– перевести из бумажной в цифровую форму;
– собрать (или связать – интегрировать) все данные о нем в общую базу данных (далее – БД), а еще лучше в базу знаний (далее – БЗ);
– периодически проверять, не устарели ли эти данные (эта процедура иногда называется актуализацией БД).
Однако здесь следует специально подчеркнуть, что данные, собранные вместе, становятся доступнее для несанкционированного доступа и потому делаются привлекательными для мошенников. Поэтому интеграция БД не означает, что данные физически обязательно должны находиться в разных местах. Интеграция предполагает обязательное создание между частями БД такой связи, которая доступна и удобна для администратора базы.
Какие услуги на практике может оказывать «электронное правительство»? Ниже приведем набор услуг «электронного правительства», уже реализованных в разных странах (этот перечень приводится в большинстве учебников и учебных пособий):
1) медицинские услуги;
2) оборона;
3) обучение;
4) оплата налогов и сборов;
5) организация неправительственных сайтов для выявления обществен-ного мнения;
6) участие населения в выборах. Интернет-голосование;
7) служба полиции, безопасность дорожного движения;
8) судопроизводство, в том числе открытое представление всех материа-лов дела в Интернете, для слежения населением за ходом важнейших судебных дел;
|
|
9) торговля и таможенная служба;
10) экология;
11) контроль покупателями качества промышленных, пищевых и лекарственных товаров;
12) жалобы и пожелания (рекомендации и советы) населения.
Приведем далее более конкретные примеры оказания государственных услуг «электронным правительством» гражданам и организациям/учрежде-ниям:
а) заполнение налоговых деклараций и уплата налогов через Интернет;
б) проведение через Интернет всех таможенных операций;
в) правительственные закупки товаров от частных поставщиков через «электронное правительство»;
г) срочное получение отпечатков пальцев из базы данных полиции;
д) информация о дорожном движении и выбор удобного маршрута;
е) обработка с помощью электроники страховых исков;
ж) получение своих медицинских записей через сотовые телефоны и иные средства коммуникации;
з) использование беспроводных устройств (радиотелефонов) для записи на экзамен или для поиска книг в библиотеке;
и) сеть дистанционного обучения через Интернет;
к) подача через Интернет официальных петиций с электронной под-писью;
л) голосование с помощью электроники на выборах в центральные, региональные и местные органы власти;
м) получение услуг телемедицины.
Система «электронного правительства» обеспечивает доступ физических и юридических лиц к органам государственного и муниципального управления, который позволяет:
– подать документы;
– назначить встречу с государственным служащим;
– узнать о наличии рабочих мест;
– подать прошение на пособие;
– купить лицензию;
– получить разрешение на открытие бизнеса;
– сдать налоговую декларацию;
– оплатить штраф;
– заплатить, не выходя из дома, за коммунальные услуги и пользование Интернетом;
– зарезервировать место на базе отдыха;
– наблюдать за запуском космического корабля;
– проводить исследования в библиотеке или музее и многое другое.
В современной России продолжается развитие правовой системы в сфере оказания услуг органами государственного и муниципального управления в электронном виде. Так, в июле 2010 года в нашей стране принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором установлены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг. В том числе – условий и порядка их оплаты, установление требований к процедурам предоставления государственных и муниципальных услуг, к порядку взаимодействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, с гражданами и организациями, в том числе в электронном виде.
В целях реализации возможности получения заявителем государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной и муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривается создание многофункциональных центров, осуществляющих взаимодействие с органами, предоставляющими указанные услуги, без участия заявителя. Этим же федеральным законом предусматривается возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг, а также с помощью универсальных электронных карт. Кроме этого, Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливаются требования к порталу государственных и муниципальных услуг и универсальным электронным картам, а также условия и порядок их использования[34].
|
|
По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, надо переходить к стандартам государственных услуг нового поколения – основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг – фирмы, которая проводит груз через таможню, гражданина, который получает справку, автовладельца, оформляющего дорожно-транспортное происшествие. Каждый человек должен ясно понимать из информации на государственных сайтах, что и как он может получить от того или иного ведомства и за что потом, если понадобится – спросить с конкретного чиновника[35].
Таким образом, современные российские органы государственной власти и учреждения постепенно переходят к новой для себя роли – оказание российским гражданам и общественным институтам госуслуг. На этом пути еще будет немало сложностей и препятствий, но все студенты, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», должны понимать, что этот путь магистральный и долговременный.