Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
– повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
– повышение открытости информации о деятельности органов государст-венной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
– повышение качества административно-управленческих процессов;
– совершенствование системы информационно-аналитического обеспече-ния принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
|
|
«Электронное правительство», по сути, является единственным официальным источником информации о деятельности властных структур. Все другие источники информации о деятельности правительства либо имеют ограниченный доступ, либо не являются официальными.
Так, СМИ широко распространяют информацию о деятельности органов государственной власти, но эта информация передает их собственную интерпретацию событий, за которую органы власти не несут никакой ответственности. Например, одним из признанных лидеров в использовании информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время являются США. В этой стране в 2000 году начал функционировать первый правительственный портал FirstGov.gov, а в 2002 году Конгрессом США был принят закон «Об электронном государственном управлении».
Россия же от Советского Союза унаследовала высокую степень информационной закрытости. С этим, скорее всего, связано скептическое отношение населения к достоверности сведений, получаемых через официальные каналы государственных органов. Поэтому студентам следует знать, что усилия российской власти по постоянному мониторингу использования ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти (например, см. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2006 г.
№ 298) должны быть дополнены независимым контролем со стороны гражданского общества эффективности использования ИКТ[32].
|
|
Какой эффект дает реализация развития системы «электронного правительства»? Согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р) представляется возможным оценить его с учетом следующих основных направлений формирования электронного правительства:
а) снижение трудозатрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 50 %;
б) уменьшение административной нагрузки на организации и граждан, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества обращений граждан в органы государственной власти для оказания услуг и сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия органов государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий исходя из принципов «одного окна», что, по экспертным оценкам, позволит в масштабах страны получить ежегодную экономию до 10 млрд рублей;
в) обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей за счет создания новых и модернизации действующих ведомственных сайтов в сети Интернет, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей, а также обеспечение тематического доступа к размещаемой на них информации через специализированную информационную систему «Правительственный портал». В соответствии с этим направлением в декабре 2010 года открылся интернет-портал «Государственные услуги» (www.gosuslugi.ru).
В настоящее время данный интернет-портал выполняет информационно-справочные функции: содержит описание госуслуг, порядка их предоставления, списки документов, необходимых для их получения, бланки и образцы заявлений, квитанций, контакты соответствующих государственных органов. Сейчас на портале есть такой набор сведений о более чем 100 федеральных и 250 региональных государственных услугах. Информацию на портале размещают и актуализируют сами ведомства, предоставляющие те или иные услуги. Кроме этого, обеспечена возможность представлять в государственные органы через портал документы в электронном виде без личной явки. Затем заявитель сможет сам отслеживать на портале, как его документы «идут» по госорганам, где рассматриваются и какие решения по ним принимаются. В перспективе результат своего обращения за госуслугой заявитель будет получать на этом же портале, если это не запрещено федеральными законами. Данный портал разработан по заданию Министерства связи и массовых коммуникаций в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия»[33];
г) повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокраще-ние издержек на управление за счет создания соответствующих ведомственных информационно-аналитических систем;
д) повышение спроса на информационно-коммуникационные технологии со стороны органов государственной власти и, как следствие, рост отечественного производства их до 10 % в год за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, а также за счет содействия разработке и обоснованию ведомственных программ и проектов информатизации;
е) развитие национальной инфокоммуникационной инфраструктуры и обеспечение информационного единства страны за счет формирования единой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней государственных органов на всей территории Российской Федерации.
|
|
Таким образом, в любой современной, экономически развитой стране сформировано и функционирует электронное правительство. Его главной целью является повышение качества и увеличение скорости оказания государственных услуг собственным гражданам. В нашей стране (в мае 2012 года) также сформировано Открытое правительство, являющееся, по сути, электронным правительством. Полагаем, что со временем каждый бакалавр, каждый российский гражданин может принять участие в его деятельности.