Задание 3. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные в правильной падежной форме

а) Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве.

б) Разность 347 и 86 равна 261.

Задание 4. Выберите правильное определение слов.

а) ортодоксальный 1. Обыкновенный 2. Следующий определенному учению, системе взглядов
б) всеобъемлющий, всеобщий 1. Тотальный 2. Тоталитарный

Задание 5. Выберите один из паронимов, который соответствует приведенному лексическому значению.

а) вышедший из употребления: архаичный – архаический;

б) имеющий большую длину: длительный – длинный.

Задание 6. Исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

а) На собрании станичников царствовала полная неразбериха.

б) Испытание нового механизма производится в течение месяца.

в) Любой поступок заслуживает осуждения.

Задание 7. Устраните речевые ошибки, допущенные в словоупотреблении.

а) Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.

б) Не нужно из этого факта строить проблему.

в) Мы не сошлись к общему решению.

г) Существуют слова, которые в разговоре я стараюсь не затрагивать.

д) Сегодня моим собеседником стал один из моих друзей.

Задание 8. Выберите правильную форму, учитывая нормы согласования.

а) Подсчитали, что для основных работ (потребуется, потребуются) две тонны цемента.

б) Деканат факультета, особенно заместитель декана и секретарь, строго (следит, следят) за посещаемостью.

в) За последний год в нашем городе построены три (новые, новых) школы.

Задание 9. Исправьте ошибки, учитывая нормы согласования и употребления предлогов.

а) Мы не могли прибыть туда благодаря сильной бури.

б) Приведенные примеры говорят за возможность широкого применения нового метода лечения.

в) Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

Задание 10. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий (причастных оборотов) и деепричастий (деепричастных оборотов).

а) Передо мной сидел человек, слегка утомленный, привыкнувший ко всеобщему вниманию.

б) Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшему дубняком и кленом.

в) Возвращаясь домой, у него от усталости слипались глаза.

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные при переводе прямой речи в косвенную.

а) Она торопилась и сказала мне, что давай перенесем разговор на завтра.

б) Мама не раз говорила ему, что вечно ты все теряешь.

Задание 12. Из нижеприведенных слов выпишите те, которые относятся к разговорному стилю.

1. распоряжение 11. глухомань

2. гипотеза 12. воспламениться

3. протокол 13. в силу

4. маршрутка 14. напрямик

5. свойство 15. конференция

6. книжка 16. вышеупомянутый

7. валентность 17. потихоньку

8. истец 18.аннотация

9. деятельность 19. доверенность

10. барахлить 20. весьма

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Культура речи. Коммуникативные качества речи.

2. Языковая норма. Ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

3. Основные группы норм: нормы произношения, нормы ударения, морфологические и синтаксические нормы.

4. Язык как универсальная система передачи информации.

5. Функции языка в обществе. Язык и речь.

6. Функциональные стили русского языка.

7. Устная и письменная разновидности русского литературного языка.

8. Особенности официально-делового стиля.

9. Особенности научного стиля.

10. Особенности разговорного стиля.

11. Особенности публицистического стиля.

12. Особенности устной публичной речи.

13. Виды публичных выступлений. Подготовка речи.

14. Оратор и его аудитория. Культура речевого поведения.

15. Культура речи как элемент профессиональной культуры.

16. Качества речи, определяющие речевую культуру.

17. Язык как средство общения.

18. Основные единицы общения.

19. Социально-психологические последствия НТР в сфере общения.

20. Отражение в языке общественных явлений.

21. Роль речевого этикета.

22. Понятие этикета делового общения.

23. Интернет как система передачи информации.

24. Требования к речевому поведению.

25. Речевая агрессия и способы ее преодоления.

26. Тема - рематическое членение информации в предложении и тексте.

27. Речь как показатель социального статуса говорящего.

28. Речевая манипуляция в СМИ.

29. Речевое взаимодействие и компоненты коммуникативной ситуации.

30. Связь языка с историей и культурой народа.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: