Экологическая стандартизация и паспортизация

Общие положения экологического законодатель­ства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт (от англ. standard — норма) — норматив­но-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполне­ния. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17. 0.0.01.-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0—основные положения; 1 — гидросфера; 2 — атмосфе­ра; 3 — почвы; 4 — земли; 5 — флора; 6 — фауна; 7 — недра..

По направлениям действия государственные стан­дарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

♦ 1 — термины, классификации, определения;

♦ 2 — нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования при­родных ресурсов;

♦ 3 — правила охраны природы и рационально­го использования природных ресурсов;

♦ 4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственно­го воздействия;

♦ 5, 6 — требования к средствам контроля и за­щиты окружающей среды;

♦ ♦ 7 — прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта ССОП входят ин­декс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.

Так, например, если требуется выяснить, какие су­ществуют нормы и методы измерения выбросов вред­ных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

В данном примере «17» обозначает номер системы, «2» — номер подсистемы (группы) — атмосферу, «2» — вид стандарта — нормы и методы измерения, «05» —- номер стандарта и «86» — год издания.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие; в обязатель­ном порядке разрабатывает экологический паспорт. Цель паспортизации — прогноз экологической ситу­ации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологический паспорт промышленного (или лю­бого другого) предприятия является основным норма­тивно-техническим документом, включающим дан­ные об использовании ресурсов и воздействии его на окружающую среду.

Порядок составления и представления экологичес­ких паспортов предприятия (производственной и не­производственной сферы) на согласование координи­руют местные комитеты по охране природы при ад­министрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

Экологический паспорт предприятия является до­кументом, в котором должны быть отражены:

♦ сведения о технологиях, используемых предпри­ятием;

♦ количественные и качественные характеристи­ки используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);

♦ количественные характеристики выпускаемой продукции;

♦ количественные и качественные характеристи­ки выбросов (сбросов, отходов), загрязняющих веществ предприятия;

♦ результаты сравнения используемых предприя­тием технологий с лучшими зарубежными и отече­ственными.

Информация, содержащаяся в экологическом пас­порте, предназначена для решения следующих приро­доохранных задач:

♦ оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) за­грязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определе­ние размера платы за природопользование;

♦ установление предприятию предельно допусти­мых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

♦ планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

♦ экспертиза проектов реконструкции предприятия;

♦ контроль за соблюдением предприятием зако­нодательства в области охраны природной среды;

♦ повышение эффективности использования при­родных и материальных ресурсов, энергии и вторич­ных продуктов.

Экологический паспорт составляется на основе со­гласованных основных показателей производства, про­ектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использова­нию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и других нормативно-техни­ческих документов. Экологический паспорт согласо­вывается с местным комитетом по охране природы администрации и утверждается руководителем пред­приятия. Экологический паспорт заполняется в 2 эк­земплярах: один хранится на предприятии, другой — в местном комитете по охране природы с грифом «Для служебного пользования».

Экологический паспорт состоит из следующих 11 раз­делов:

1 — общие сведения о предприятии;

2 — краткая природно-климатическая характери­стика района размещения предприятия;

3 — краткая характеристика производства, сведе­ния о продукции;

4 — расход энергоресурсов по видам продукции;

5 — характеристика выбросов в атмосферу;

6 — характеристика водопотребления, водоотведе-ния и очистки сточных вод на предприятии;

7 — характеристика отходов, образующихся на предприятии;

8 — характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов;

9 — рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы.

10 — транспорт предприятия;

11 — плата за размещение, выбросы, сбросы отхо­дов, загрязняющих веществ в окружающую среду.

Составленный предприятием экологический пас­порт по требованию местных комитетов по охране природе может быть направлен на экспертизу.

Экологическая паспортизация города является на­стоятельной необходимостью и качественно новой сту­пенью оценки и обобщения информации по состоянию и прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортиза­ции документ «Экологический паспорт города» дол­жен состоять из следующих разделов:

— оценка современного состояния физико-хими­ческих параметров окружающей природной среды го­родской территории и состояния здоровья граждан;

— изучение, прогноз и контроль за состоянием ок­ружающей городской среды, изменяющейся под воз­действием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;

— оптимизация различных этапов городского хо­зяйствования: планирования, управления, строитель­ства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: