Банк является предприятием, находящимся в рисковых условиях деятельности, т.к. существует риск потерь, связанных со спецификой хозяйственной деятельности. Само понятие риска трактуется по-разному.
В широком смысле, риск – это неопределенность в возможном результате. В экономической сфере – коммерческий риск. Частью ком. рисков являются финансовые риски – вероятность потерь или недополучения денежных сумм.
Сущность риска – возможное отклонение полученного результата от запланированного (как потери, так дополнительная прибыль).
Риск – ситуативная характеристика деятельности любого производителя, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные или благоприятные последствия.
Задача эффективного экономического роста требует выбора наилучшей из возможных альтернатив. Принятие решения должно происходить с учетом рисков. НО чем выше шанс получить прибыль, тем выше риски.
Классификация банковских рисков.
А. По времени возникновения: ретроспективные, текущие и перспективные.
|
|
Б. По уровню: низкие, умеренные, полные.
В. По методу расчета: комплексные, частные.
Г. По типу банка: специализированные, отраслевые, универсальные.
Д. По сфере влияния: внешние, внутренние.
Е. Риски в основной и вспомогательной деятельности.
Ж. По сфере действия: риск стран, риск финансовой надежности банка, риск отдельного вида банковской операции.
З. По основным факторам возникновения: экономические и политические.
И. По составу клиентов. Риски мелких, средних и крупных клиентов.
К. По характеру учета операций: по балансовым операциям, по забалансовым операциям. Те и другие: риски активных операций и риски пассивных операций.
Л. По возможности регулирования: открытые, закрытые.
Виды внутренних рисков: связанные с активами, связанные с пассивами, связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами, связанные с риском реализации финансовых услуг.
Внешние риски: страховые риски, риски стихийных бедствий, правовые риски, конкурентные, риски, вызванные неустойчивостью валютных курсов, инфляцией, неплатежеспособностью клиентов и пр.