Возрастная периодизация психического развития. Значение периодизации психического развития в воспитании и обучения

В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых не­обходимо педагогу при обучении и воспитании личности. Каждый возраст характе­ризуется своей социальной ситуацией развития, своей ведущей деятельностью, возрастными новооб­разованиями. Переход от одной ведущей деятельности к другой означает собой смену возрастного периода.

С учетом выделенных критериев в отечественной психологии принята следующая возрастная периодизация, (см. таблицу).

Переход от одного периода развития к другому может протекать спокойно и критически. По­этому в развитии выделяют стабильные и критические периоды развития. Кризис начинается с негативистической фазы, когда отмирают новообразования предыдущей фазы. Поэтому ребенок стано­виться «трудновоспитуемым». Наиболее ярко проявляются кризисы трех лет и кризис подросткового возраста.

Каждый возраст сензитивен, т.е. благоприятен для развития определенных качеств: в дошколь­ном - этические нормы; в младшем школьном возрасте - умение учиться и овладение основами наук; в подростковом возрасте - ответственность и чувство долга и т.д.

Наиболее распространена в отечественной педагогике и психологии периодизация Д.Б. Эльконина.

Возрастной пе­риод   Ведущая деятель­ность   На что направлена познавательная деятельность Какая сфера пси­хики преимущест­венно развивается Новообразования воз­раста    
Младенческий (0-1,г.)   Непосредственное эмоциональное общение На познание от­ношений   Личностная (по­требности 0-мотивационная) Потребность в обще­нии. Эмоциональные отношения  
Раннее детство (1-3 г.)   Предметно-манипулятивная деятельность На познание пред­мета   Познавательные процессы   Речь и наглядно-дей­ственное мышление    
Дошкольный возраст (3 — 7 лет)   Ролевая игра     На познание от­ношений   Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в обще­ственно-значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Младший школьный воз­раст (7 — 11 лет) Учение   На познание начал наук Интеллектуально-познавательная   Произвольность. Внутренний план дей­ствия. Самоконтроль. Рефлексия.
Подростковый возраст (11 — 15 лет)   Деятельность об­щения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности На познание сис­темы отношений в разных ситуациях Личностная (потребностно-мотивационная)   Стремление к «взрос­лости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни
Старший школьный воз­раст (15 — 17 лет) Учебно-профессиональная   На познание про­фессий   Познавательная   Мировоззрение, про­фессиональные инте­ресы  
                   

Развитие человека не заканчивается в старшем школьном возрасте. Психика взрослых имеет свои закономерности развития и свои особенности. Исследование психофизиологических функций взрос­лого человека показало, что существуют 3 стадии:

прогрессивная (повышение функционального уровня) — 18— 20 лет;

стабильная (стабилизация функционального уровня) — 20-35 лет;

• регрессивная (понижение функционального уровня) — 35-60 лет;

Активному долголетию человека способствует развитие его как социально активной личности, субъ­екта творческой деятельности, яркой индивидуальности. Период расцвета личности и профессиональных достижений человека называется периодом «акме» (от греч. - вершина, расцвет). А раздел психологии - «акмеология».

Раздел психологии, изучающий психологию пожилого возраста называется «геронтопсихология». О возрастных группах взрослых и пожилых людей трудно говорить «вообще». Специфика группы зависит не только от возраста, но и от индивидуальных различий. Социально-психологические свой­ства взрослых зависят от социально-профессионального положения, от деятельности, которой зани­мается или занимался человек. Развитие и совершенствование потенциальных возможностей человека предопреде­ляют семья и образ жизни.

В развитии личности взрослого человека ведущее значение имеют жизненные планы, ценностная ориентация, мотивация деятельности, взаимоотношения в семье и трудовом коллективе Важную роль в развитии психики взрослого населения играют культурные и социально-экономические условия общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: