На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость.
Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она необходима в спортивных играх. Быстрота зависит от:
1. Подвижности нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения можно достигнуть высокой частоты движений;
2. Продолжительности процесса восприятия, т. е. от получения сигнала до начала ответного действия.
3. Напряжения воли - достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от применения волевых усилий.
Итак, проявление высоких скоростных качеств зависит от степени развития у спортсмена подвижности нервных процессов и воли.
Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:
1) латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель);
2) скорость отдельного движения;
3) частота движений.
Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.
Латентное время двигательной реакции - время, затраченное спортсменом от получения сигнала до начала действия. Например, латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи, команду судьи-стартера: «Марш!» и т.д.), обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.
Скорость отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг -отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов - соответственно частота движений.
Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость — наиболее типичные силовые характеристики в спорте.
В основе проявления силы (как физического качества) лежит деятельность нервно-мышечного аппарата, при этом выполняются следующие обязательные условия: I) активация исполнительной системы (периферический нервно-мышечный аппарат); 2) осуществление режима мышечной деятельности (нервных центров, управляющих мышечной деятельностью; сократительного аппарата мышечных волокон; системы электромеханической связи мышечных волокон).
Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Максимальная сила - это наибольшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимальном произвольном мышечном сокращении. Она определяет достижения в таких видах спорта как тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, борьба. Максимальная сила в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений или выносливостью необходима также в метании молота, толкании ядра, гребле на каноэ и т.д. Максимальная сила имеет большее значение для достижений в легкоатлетическом спринте, чем в беге на длинные дистанции.
Чаще всего сила проявляется в движении (динамическая сила). Но если усилия спортсмена не сопровождаются движением, в этом случае следует говорить о статической силе.
Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.
Выносливость специфична; различают общую и специальную выносливость. Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует много видов специальной выносливости (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).
В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости:
1) статическую и динамическую; 2) локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп — более 50 % всей массы); 3) силовую; 4) анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).
В спорте, как правило, выносливость — это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.),
В процессе совершенствования выносливости необходимо учитывать психические факторы. Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости.
Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость — специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.
Следуя общепринятому мнению, ловкость - это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.
Как известно, В.М. Зациорский предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность:
1. Координационная трудность двигательной задачи.
2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче).
3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или исправления его).
В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условий деятельности и большая изменчивость действий, необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).
В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость (проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники).
Предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем большим числом двигательных навыков владеет спортсмен, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, — тем больше его ловкость.
Деятельность анализаторов — другая предпосылка для развития ловкости. Большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации. Все это свидетельствует, о зависимости ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы.
Гибкость — это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела.
Гибкость — это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений. Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой: 1) невозможность приобрести определенные двигательные навыки; 2) замедление в темпе усвоения и совершенствования двигательных способностей; 3) возникновение повреждений; 4) задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости; 5) ограниченность амплитуды движений; 6) снижение качества управления движениями.
Степень подвижности в суставах определяется формой суставов и соответствием между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен.
У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости:
1) подвижность при пассивных движениях (осуществляется в результате действия посторонних сил);
2) подвижность при активных движениях (выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через сустав).
Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение.
Итак, гибкость зависит от эластических свойств связок, суставов, мышц, строения суставов, силовых характеристик мышц и, главное, центрально-нервной регуляции. Поэтому реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Кроме того, следует отметить достаточно
прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами.