Физическое воспитание и спорт как сфера деятельности человека

Сложно отнести эту деятельность только к одному из основных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Как правило, подготовка спортсменов представляет собой сочетание всех трех названных видов деятельности. Психическая деятельность (в том числе и в сфере физического вос­питания и спорта), характеризуется мотивами, целями и уровнями, В качестве мотивов назовем сле­дующие: оздоровительные, общения, досуга и отдыха, познавательные, прикладные, профессиональ­ные, зрелищные, самореализации.

Физическое воспитание и спорт привлекают возможностью укрепить здоровье, улучшить функцио­нальные возможности. В процессе занятий изменяется и психика человека: улучшается работа различных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного и др.), повышается устойчивость к воздействию стрес­совых факторов, происходит развитие личности (уверенность, смелость, находчивость и др.). Физическое воспитание и занятия спортом расширяют сферу общения человека (общие интересы, совместные действия и переживания, дружеские привязанности, обмен обширной информацией, об­щение на разных языках и др.).

Занятия спортом и физическое воспитание широко используются как средства проведения досуга ( отдыха). Особенно часто в этих целях используются многие спортивные игры, плавание, лыжи, ту­ристические походы, различные водные виды.

Физическое воспитание и спорт играют большую познавательную роль: расширяются знания об организме человека, его психике. Во время поездок на соревнования появляются новые знания о гео­графических, климатических условиях жизни, истории и культуры наций и народов. Появляется не­обходимость преодоления языкового барьера.

Физическому воспитанию и занятиям спортом свойствен прикладной характер. Это особенно важно для военного дела и работы некоторых спецслужб, для управления различными техническими и транспортными средствами, в работе цирка, балета на льду и др. Многие виды спорта изначально возникли как демонстрация профессиональных умений (метание копья, состязания колесниц, бег, прыжки, фехтование, гребные и парусные гонки, моделизм и др.). Некоторые виды спорта специально классифицируются в качестве прикладных: (пожарно-прикладных, военно-прикладных).

Одной из проблем, успешно решаемой в спорте и физическом воспитании, является самореализа­ция. Спорт и физическое воспитание предоставляют человеку широкое поле для проявления организаторских, коммуникативных, педагогических, технических (в технических видах спорта) способностей. При этом весьма существенно, что занятия спортом и физическое воспи­тание могут быть начаты в детском возрасте, одновременно с учебой в школе. В результате этого процесс самопознания и самореализации равномерно распределяется по времени, а выбор профессии или рода занятий становится более обоснованным.

Деятельность и действия спортсменов и участников процесса физического воспитания протекают в определенных условиях. Эти условия следующие: сезонно-климатические, среда, погода, правила со­ревнований, различные препятствия, реализуемость индивидуальных особенностей, контакт с животными, применение различных препаратов и др.

Сезонно-климатические условия (продолжительность и резкая разница зимы и лета, влажность, преобладающая температура и др.) создают многочисленные предпосылки для занятий теми или иными видами спорта. Существенными факторами занятий спортом и фи­зическими упражнениями является среда движения (вода, воздух) и среда опоры (дорожка, ковер, снег, вода, воздух). К этому следует добавить различие погодные условия: снег, дождь, град, ве­тер, волнение на море, температура (воздуха, дорожного покрытия и воды). Каждый из этих природ­ных факторов способен повлиять как на результат, так и на технику выполнения движений.

Правила соревнований — обширный перечень условий, каждое из которых способно повлиять на технику и тактику, сделать доступным или недоступным достижение намеченного результата, если операции не соответствуют этим правилам. Судейство соревнований в значительной степени связано с определением соответствия операций правилам спортивного поединка.

Спортивная деятельность и физическое воспитание изобилуют различного рода препятствиями. Некоторыепрепятствия вызывают психическое состояние — фрустрацию, когда цель действи­тельно не достижима или субъективно воспринимается как недоступная. Воспитание волевых ка­честв личности во многом связано именно с преодолением препятствий.

Занятия спортом и физическое воспитание доступны большинству людей. Однако уровень дости­жений определяется не только совершенством методики подготовки, но также задатками и одарен­ностью. Разумеется, средствами физического воспитания и спорта можно их значительно улучшить. Однако, для каждого человека есть перечень спортивных специализаций, которые для него наиболее предпочтительны или, напротив, неже­лательны.

Существует немало видов спорта и средств физического воспитания, где человек выступает в контакте с животными. Это: бега, скачки, выездка, конкурс, пушбол (проводятся с участием лошадей), гонки (собачьих упряжек, верблюдов, слонов), многоборье со служебными собаками. Немало видов состязаний, где животные специально готовятся для поединков с себе подобными, а в корриде — и с человеком. Знание особенностей психики жи­вотных — еще одно важное условие спорта и физического воспитания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: