Сложно отнести эту деятельность только к одному из основных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Как правило, подготовка спортсменов представляет собой сочетание всех трех названных видов деятельности. Психическая деятельность (в том числе и в сфере физического воспитания и спорта), характеризуется мотивами, целями и уровнями, В качестве мотивов назовем следующие: оздоровительные, общения, досуга и отдыха, познавательные, прикладные, профессиональные, зрелищные, самореализации.
Физическое воспитание и спорт привлекают возможностью укрепить здоровье, улучшить функциональные возможности. В процессе занятий изменяется и психика человека: улучшается работа различных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного и др.), повышается устойчивость к воздействию стрессовых факторов, происходит развитие личности (уверенность, смелость, находчивость и др.). Физическое воспитание и занятия спортом расширяют сферу общения человека (общие интересы, совместные действия и переживания, дружеские привязанности, обмен обширной информацией, общение на разных языках и др.).
|
|
Занятия спортом и физическое воспитание широко используются как средства проведения досуга ( отдыха). Особенно часто в этих целях используются многие спортивные игры, плавание, лыжи, туристические походы, различные водные виды.
Физическое воспитание и спорт играют большую познавательную роль: расширяются знания об организме человека, его психике. Во время поездок на соревнования появляются новые знания о географических, климатических условиях жизни, истории и культуры наций и народов. Появляется необходимость преодоления языкового барьера.
Физическому воспитанию и занятиям спортом свойствен прикладной характер. Это особенно важно для военного дела и работы некоторых спецслужб, для управления различными техническими и транспортными средствами, в работе цирка, балета на льду и др. Многие виды спорта изначально возникли как демонстрация профессиональных умений (метание копья, состязания колесниц, бег, прыжки, фехтование, гребные и парусные гонки, моделизм и др.). Некоторые виды спорта специально классифицируются в качестве прикладных: (пожарно-прикладных, военно-прикладных).
Одной из проблем, успешно решаемой в спорте и физическом воспитании, является самореализация. Спорт и физическое воспитание предоставляют человеку широкое поле для проявления организаторских, коммуникативных, педагогических, технических (в технических видах спорта) способностей. При этом весьма существенно, что занятия спортом и физическое воспитание могут быть начаты в детском возрасте, одновременно с учебой в школе. В результате этого процесс самопознания и самореализации равномерно распределяется по времени, а выбор профессии или рода занятий становится более обоснованным.
|
|
Деятельность и действия спортсменов и участников процесса физического воспитания протекают в определенных условиях. Эти условия следующие: сезонно-климатические, среда, погода, правила соревнований, различные препятствия, реализуемость индивидуальных особенностей, контакт с животными, применение различных препаратов и др.
Сезонно-климатические условия (продолжительность и резкая разница зимы и лета, влажность, преобладающая температура и др.) создают многочисленные предпосылки для занятий теми или иными видами спорта. Существенными факторами занятий спортом и физическими упражнениями является среда движения (вода, воздух) и среда опоры (дорожка, ковер, снег, вода, воздух). К этому следует добавить различие погодные условия: снег, дождь, град, ветер, волнение на море, температура (воздуха, дорожного покрытия и воды). Каждый из этих природных факторов способен повлиять как на результат, так и на технику выполнения движений.
Правила соревнований — обширный перечень условий, каждое из которых способно повлиять на технику и тактику, сделать доступным или недоступным достижение намеченного результата, если операции не соответствуют этим правилам. Судейство соревнований в значительной степени связано с определением соответствия операций правилам спортивного поединка.
Спортивная деятельность и физическое воспитание изобилуют различного рода препятствиями. Некоторыепрепятствия вызывают психическое состояние — фрустрацию, когда цель действительно не достижима или субъективно воспринимается как недоступная. Воспитание волевых качеств личности во многом связано именно с преодолением препятствий.
Занятия спортом и физическое воспитание доступны большинству людей. Однако уровень достижений определяется не только совершенством методики подготовки, но также задатками и одаренностью. Разумеется, средствами физического воспитания и спорта можно их значительно улучшить. Однако, для каждого человека есть перечень спортивных специализаций, которые для него наиболее предпочтительны или, напротив, нежелательны.
Существует немало видов спорта и средств физического воспитания, где человек выступает в контакте с животными. Это: бега, скачки, выездка, конкурс, пушбол (проводятся с участием лошадей), гонки (собачьих упряжек, верблюдов, слонов), многоборье со служебными собаками. Немало видов состязаний, где животные специально готовятся для поединков с себе подобными, а в корриде — и с человеком. Знание особенностей психики животных — еще одно важное условие спорта и физического воспитания