Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом

Педагогический контроль за занимающимися предусматривает оценку уровня развития их физических качеств.

Для определения быстроты применялись любые возможные для инвалидов действия, выполняемые на время, например, хлопки руками спереди и сзади (количество раз за 15 с).

Чтобы определить выносливость, предлагается выполнить движение на максимально возможное время (бег на месте, проплывание дистанции, гонки в колясках и т.п.).

Равновесие — самое уязвимое качество у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Предлагается тест стоя на одной ноге или двух (одна стопа в продолжении другой), руки в стороны, глаза закрыты, сохранять это положение максимально возможное время.

Гибкость определялась следующим образом: из исходного положения стоя на гимнастической скамейке занимающийся выполняет наклон вперед — измеряется расстояние от кончиков пальцев до края скамейки (плюс, если пальцы рук находятся ниже плоскости опоры, минус, если пальцы рук испытуемого не достают до скамейки).

При оценке специальных физических качеств спортсмену предлагается контрольное выполнение тех или иных спортивных действий, характеризующих скоростные, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, силу. Это пробегание, проплывание, гонки в коляске на определенную дистанцию, выполнение тех или иных метаний, бросков и т. п. в зависимости от вида спорта.

Так, например, в плавании, при определении скорости осуществляется прохождение дистанции 25 м и 50 м всеми способами. При этом измеряется время прохождения дистанции и количество гребковых движений.

Выносливость характеризуется временем проплывания на время 200, 400 м для женщин и 400, 800, 1500 м для мужчин.

Скоростная выносливость определяется по времени проплывания 100-метровой дистанции любыми возможными способами на время.

В легкой атлетике скорость характеризуется временем прохождения 30-или 60-метровых дистанций, в том числе па протезах или в колясках (в последнем случае дистанция равна 60 и 200 м).

Выносливость: бег 500 м у женщин, 1000 м у мужчин, гонки в колясках на 1500 м у мужчин.

Тестом па скоростно-силовые качества может служить прыжок в длину с места (в см). Этот тест применяется и у инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей.

Уровень функциональной подготовленности инвалидов-спортсменов определяется при выполнении ими специально подобранных «стандартных нагрузок».

До нагрузок, после них и в период восстановления измеряется частота сердечных сокращений, определяется артериальное давление и соответственно оценивается функциональное состояние спортсмена. Такими стандартными нагрузками для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть:

-приседания (инвалиды с ампутациями верхних конечностей, односторонняя ампутация нижних конечностей);

-бег на месте (инвалиды с ампутациями верхних конечностей и инвалиды с ампутацией голени на протезе);

- отжимание из упора лежа (инвалиды с ампутацией бедра и голени);

- отжимание у гимнастической стенки (инвалиды с односторонней ампутацией предплечья и плеча);

-отжимание от поручней кресла-коляски (инвалиды с параплегией);

- «пандус-тсст» — езда по пандусу вверх с максимальной скоростью;

- переход из положения лежа в положение сидя, ноги зафиксированы, количество раз за 30 с.

В соответствии с полученными данными, характеризующими физическую подготовленность и функциональное состояние спортсмена, осуществляется индивидуальное планирование тренировочных нагрузок, вносятся коррективы в тренировочный процесс.

В дальнейшем поэтапно проводятся врачебно-педагогические наблюдения на тренировках. Контролируется реакция на выполнение плановых нагрузок и при необходимости изменяется учебно-тренировочный процесс.

Допуск к соревнованиям осуществляется врачом после предварительного комплексного медицинского обследования спортсмена.


В дополнение к вышеизложенному целесообразно с помощью простого и общедоступного метода периодически осуществлять определение силы отдельных мышечных групп. Это особенно важно в подготовительном периоде и помогает более четко планировать учебно-тренировочный процесс. Этот метод используется при проведении спортивно-медицинской классификации инвалидов-спортсменов. Таким методом является пятибалльная система оценок силы мышц — мануально-мышечное тестирование (ММТ).

Исследование проводится способом наложения руки специалиста на определенную группу мышц инвалида, а ему предлагается проделать силовое усилие.

Разработана и шкала оценки.

0 баллов — нет видимого и ощутимого движения, напряжения в мышцах;

1 балл — пет видимого движения, но при пальпации определяется напряжение мышечных волокон;

2 балла — возможно активное видимое движение в облегченном исходном положении, однако исследуемый не может преодолеть про-тиводействие исследователя;

3 балла — осуществление полного объема движения с преодолением силы тяжести;

4 балла — полный объем произвольных движений с преодолением силы тяжести и сопротивления исследователя;

5 баллов — нормальная мышечная сила без существенной асимметрии.
На верхних конечностях может осуществляться оценка силы мышц,

выполняющих сгибание и разгибание плеча, отведение и приведение в плечевом суставе, сгибание и разгибание в локтевом и в лучезапястном суставе.

На нижних конечностях определяется сила мышц, выполняющих сгибание, разгибание, отведение, приведение в тазобедренном суставе, сила мышц, выполняющих сгибание и разгибание в коленном и голеностопном суставах.

Таким образом, па нижних конечностях можно определить силу восьми мышечных групп на одной ноге (максимальная оценка 40 баллов) и восьми мышечных групп на другой ноге (всего 80 баллов).

Функцию мышц плечевого пояса и рук целесообразно исследовать в исходном положении сидя или стоя, функцию мышц ног — в положении лежа.

Для оценки дельтовидной мышцы и мышц плечевого пояса испытуемому предлагается отвести прямые руки в стороны до горизонтального положения и оказывать сопротивление исследователю, который пытается опустить его руки.

Так же оценивается функция сгибателей и разгибателей плеча.

Для оценки сгибателей предплечья (двуглавая мышца) спортсмену предлагается согнуть руку в локтевом суставе.


При оценке разгибателей предплечья испытуемый разгибает руку в локтевом суставе и напрягает ее, стараясь не дать согнуть (трехглавая мышца).

Оценивая силу мышц сгибателей кисти, спортсмен сгибает ее и сопротивляется, не давая исследователю разогнуть.

Для оценки силы разгибателей кисти спортсмен оказывает сопротивление, не давая исследователю ее согнуть.

При оценке силы мышц нижних конечностей вначале испытуемый лежит на спине. При исследовании сгибателей бедра (подвздошно-поясничная мышца) предлагается поднять прямую ногу и оказывать сопротивление исследователю, который надавливает на бедро. Так же определяется сила отводящих и приводящих мышц.

Для оценки силы разгибателей голени (четырехглавая мышца бедра) испытуемый должен приподнять правую ногу и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть.

Для оценки разгибателей стопы следует взять стопу на себя и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть.

При исследовании сгибателей стопы (икроножная мышца) надо с максимальной силой давить на руку исследователя.

Затем испытуемый поворачивается на живот и определяется разгибатель бедра (ягодичная мышца). Спортсмен приподнимает прямую ногу, пытаясь преодолеть сопротивление исследователя.

При оценке сгибателей бедра испытуемый сгибает ногу в коленном суставе (двуглавая мышца бедра и др.), преодолевая силу сопротивления инструктора, старается удержать ее в этом положении.

Существенное значение представляет собой оценка силы мышц туловища, особенно при травмах и заболеваниях спинного мозга.

Для оценки состояния мышц спины можно предложить занимающемуся из положения лежа на животе прогнуться, «оторвать» плечи от кушетки и удержаться в таком положении. Оценивается время: 30 с — 3 балла, 45 с — 4 балла, 60 с — 5 баллов, меньше 30 с — 2 балла.

При определении силы мышц брюшного пресса у этой категории инвалидов испытуемый лежа на спине выпрямляет руки вперед и «отрывает» плечи от кушетки, стараясь как можно дольше удерживаться в таком положении. Оценка производится по времени удержания.

Для оценки определения равновесия у лиц с травмами или заболеваниями спинного мозга предлагается сидя в коляске поднять руки в стороны и удержаться в положении сидя. Фиксируется время.

Все эти вышеперечисленные методики требуют определенного опыта и профессионализма со стороны исследователей, а также аккуратности и корректности (В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, 2001).

Учебно-тренировочные занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проводятся по общепринятой схеме, включающей три периода: подготовительный, основной и переходный.


Занятия начинаются с подготовительного периода и продолжаются 3-4 месяца в зависимости от физической подготовленности и общего состояния спортсмена. В этот период осуществляется преимущественно общефизическая подготовка. Основной период предусматривает спортивное совершенствование, участие в соревнованиях. Заключительный — переходный период. Он завершает годичный цикл. Его задача — постепенное снижение нагрузки, совершенствование технических приемов. Эта схема используется в работе с инвалидами по слуху, зрению, но что касается инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в частности с травмами и заболеваниями спинного мозга, то здесь имеется определенная особенность.

В работе с этой категорией спортсменов 50% общего времени в подготовительном периоде уделяется общефизической подготовке, 20% отводится занятиям лечебной физической культурой и 30% — технической подготовке по избранному виду спорта.

В основном периоде 30% общего времени уходит па общефизическую подготовку, 10% — на ЛФК и 60% — на специальную (техническую).

В переходном периоде 30% определяется на общефизическую подготовку, 30% — на ЛФК и 40% — на специальную подготовку.

Учебно-тренировочный процесс строится с учетом принципов систематичности, круглогодичности, с постепенным повышением нагрузок и обязательным врачебно-педагогическим контролем за реакцией занимающегося на нагрузки, в тесном контакте тренера-преподавателя и врача.

Общая физическая подготовка направлена па развитие основных физических качеств, специальная ставит своей целью развития качеств, необходимых в том или ином виде спорта, технико-тактическая подготовка признана совершенствовать технику избранного вида спорта и формировать тактические навыки в зависимости от выполняемой деятельности (Е.С. Ульрих, В.П. Жиленкова, С.А. Джумаев, 1996).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: