План:
1. Тоническая система стихосложения в XX веке.
Тонический стих как стих с неравномерным чередованием иктов и междуиктовых интервалов, требующий дополнительных средств ритмической урегулированности. Типологическая и отчасти генетическая связь тоники XX века с ритмикой песенного фольклора. Первые попытки теоретического выделения основных признаков тоники:
А.Белый и С.Бобров о роли паузы, замещающей недостающие безударные или даже ударные слоги ("паузники"). Формула В.М.Жирмунского, основанная на обозначении роли сильного слога. Вариативность междуиктовых интервалов как основной признак тонического стихосложения. Уточнение и конкретизация формулы Жирмунского в 1960-1970 годах; выявление трех модификаций тонического стиха: 1/дольники, переходная от силлаботоники к тонике форма, с междуиктовым интервалом 1/2 слога; 2/тактовик, с колебанием слабых слогов между иктами 0/2 или 1/3; 3/акцентный или чисто тонический стих, с произвольным количеством слабых слогов между сильными 0/8. Способность более свободных форм поглощать в себя менее свободные как частные ритмические модификации. Ритмические определители акцентного стиха: равно- и последовательноудареность, яркая семантически напряженная рифма, выравненность или упорядоченное чередование клаузул, интонационно-синтаксический и образный параллелизм. Выразительные возможности дольников, тактовика и акцентного стиха; их жанровые, тематические и идейно-эмоциональные предпочтения.
|
|
2. Свободный стих в русской поэзии.
Верлибр на Западе и в России. Концепция Квятковского: все, что не традиционный стих и не традиционная проза. Концепция В.С.Баевского, опирающегося на определение Б.В.Томашевского: безрифменный стих неравного размера. Концепция А.В.Жовтиса: корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. Стиховая заданность, установка на стих, факультативные, сменяющие друг друга способы стиховой урегулированности, графическая сегментация текста и система пауз как основные релевантные признаки верлибра.
3. Литературная стихопроза нового времени.
Стих и проза - суверенные и в то же время взаимозависимые художественно-речевые системы. Эмбриональная стихопроза памятников фольклора и древнерусской довиршевой литературы и литературная стихопроза нового времени - две структурно противоположные разновидности стихопрозы: первая развивалась до актуализации оп-
позиции "стих-проза", вторая - после.
4. Строфика.
Строфа как "обособленная группа стихов определенного тематического, ритмического и интонационного построения, являющаяся мельчайшей формой композиции стихотворного произведения" (К.Д.Вишневский). Рифма как органический компонент строфы нового времени. Типология. Два класса стихотворной речи: строфическая и астрофическая. Классификация строф.
|
|
Литература:
1. Гаспаров М.Л. Очерки истории европейского стиха. - М., 1989.
2. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. - М., 1984.
3. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. - М., 1974.
4. Западов В.А. Русское стихосложение XVIII - нач. XIV века (ритмика). - Л., 1974.
5. Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. - М., 1995.
6. Минералов Ю.И. Поэтика. Стиль. Техника. – М., 2002.
7. Мысль вооруженная рифмами... Поэтическая антология по истории русского стиха. - Л., 1983.
8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. - М., 1997.
9. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. - Л., 1991.
В словарь:
- дольники;
- тактовик;
- акцентный стих;
- верлибр.