Объект изменения
| ФГТ
| ФГОС ДО
|
Предемет регулирования
| нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДО образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения структуры ООП ДО в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
| отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
|
Основа для:
| разработки: примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
осуществления экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
| осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями
использования родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Пунк 1.7.
|
Разработан (ы) на основе:
| на теоретических подходах деятельностном, личностном, культурно-историческом (см концепция ФГТ)
| Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2
|
Цель(и)
| формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей
| 1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
|
Задачи
| Пунк 2.7
решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением
ОО «Физическая культура»
· развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
· накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
· формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
ОО«Здоровье»
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
· воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
ОО «Безопасность»
· формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
· приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
· передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
· формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
ОО«Социализация»
· развитие игровой деятельности детей;
· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
· формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
ОО «Труд»
· развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
· формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
ОО «Познание»
· сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
· формирование элементарных математических представлений
· формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
ОО «Коммуникация»
· развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
· практическое овладение воспитанниками нормами речи.
ОО«Чтение художественной литературы»
· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
· развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
ОО«Художественное творчество»
· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
· развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству
ОО«Музыка»
· развитие музыкально-художественной деятельности;
· приобщение к музыкальному искусству
| 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
|
Принципы
| · развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
· научной обоснованности и практической применимости;
· соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
· единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
· интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· комплексно-тематического построения образовательного процесса;
· построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
| 1) поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважения личности ребенка;
4)реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1) полноценного проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействия и сотрудничества детей и взрослых, признаниеребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничества Организации с семьей;
6) приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастной адекватностидошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учета этнокультурной ситуации развития детей.
|
Содержание образования
| включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям
- физическому,
социально-личностному,
познавательно- речевому и
художественно-эстетическому.
| обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
|
Установление требований к:
| -к структуре ООП ДО
-к условиям реализации ООП ДО
| -к структуре ООП ДО
-к условиям реализации ООП ДО
-к результату освоения ООП ДО
|
требования к структуре ООП
| Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Разделы: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
| Программа состоит из двух частей
1) обязательной части
2) части, формируемой участниками образовательных отношений.
Разделы
1)целевой,
2)содержательный
3)организационный,
в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
4) Краткое представление Программы для родителей
|
объем ООП
| обязательная часть Программы - не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы,
часть, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.
| обязательная часть - не менее 60% от общего объема;
часть, формируемая участниками образовательных отношений- не более 40%.
|
требования к разделам ООП
|
|
|
| 1) Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
| Целевой раздел включает в себя
· пояснительную записку
· планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели и задачи реализации Программы;
2) принципы и подходы к формированию Программы;
3) значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы
конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений,
учетом
возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей,
особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
|
| Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
| Содержательный раздел
включает в себя
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
должны быть представлены
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
|
|
| Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
|
| Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
| см требования к психолого-педагогическим условиям условиям 3.2.1.
|
| «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
| Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
|
| см раздел Организация режима пребывания детей в ОУ
| 2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (ДОУ).
|
| 3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
| СМ Пояснительная записка
|
| 3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
| 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
|
|
| 2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
|
требования к условиям
| включают семь групп требований:
1) требования к кадровому обеспечению;
2) требования к материально-техническому обеспечению;
3) требования к учебно-материальному обеспечению;
4) требования к медико-социальному обеспечению;
5) требования к информационно-методическому обеспечению;
6) требования к психолого-педагогическому обеспечению;
7) требования к финансовому обеспечению.
| включают пять групп требований:
1) требования к психолого-педагогическим условиям.
2) требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3) требования к кадровым условиям реализации Программы.
4) требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО.
5)требования к финансовым условиям реализации.
|
требования к результату
| интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы
подразделяются: итоговые и промежуточные.
| целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
подразделяются: на целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте на этапе завершения дошкольного образования
|
Ччасть, формируемая участниками образовательных(ного) (процесса) отношений ООП ДО
| Составляетне более 20% общего объема Программы.
Отражает:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе
· по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,
· по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
2)специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
| Составляет- не более 40%.
Может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности,
Может быть ориентирована на:
· специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
· выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
· сложившиеся традиции Организации или Группы.
|