double arrow

500-летие Реформации

500 лет РЕФОРМАЦИИ

Президент Российской Федерации Путин В.В. поздравил лютеран с 500-летием Реформации... Подробнее....

Президент Украины П. Порошенко подписал указ о праздновании 500-летие Реформации... Подробнее...

Весь христианский мир живет в преддверии великого юбилея Реформации. 500 лет назад началась новая эпоха — и для христианской церкви, и для всей нашей цивилизации.

31 октября 1517 года монах-профессор Мартин Лютер прибил к дверям виттенгбергской церкви свои 95 тезисов. В них он раскритиковал злоупотребления католической церкви и власть Папы отпускать грехи за деньги.

Надо понимать, что Лютер и другие реформаторы ставили целью возродить Церковь, вернуть ей первоначальный вид и доброе влияние на общество. На латыни «реформация» означает исправление, преобразование, поэтому предполагались перемены радикальные, но позитивные.

Речь шла не только о вопросах религиозных. Тогда церковь была самым влиятельным общественным институтом. Поэтому судьба церкви и судьбы народов, государств, культур были связаны воедино.

Кстати, в сегодняшней мире именно церкви пользуются наивысшим уровнем доверия, а значит, могут сыграть ключевую роль в реформировании всего общества. Можно сказать и так: реформирование общества начинается с Реформации в церкви. Если духовной основой для нашей культуры и центром нашей истории является христианство (недаром крещение Руси — это еще и начало нашей государственности), то все зависит от него, именно оно может и должно стать главной преобразующей силой.




 Что нового принесла Реформация, как она изменила христианство? Реформаторы не придумывали ничего нового. Они читали первоисточник — Библию, и старались привести жизнь церкви в соответствии с ней.

5 принципов Реформации

Известны пять протестантских принципов: «Sola Scriptura» («только Писание»), «Sola fide» («только верой»), «Sola gratia» («только благодатью»), «Solus Christus» («только Христос»), «Soli Deo gloria» («только Богу слава»). Эти принципы подчеркивают власть и славу Бога, высший авторитет Его слова, спасающую силу Божьей благодати и решающее значение личной веры.

Что из всего этого наследия Реформации нам важно знать и понимать в первую очередь?

Во-первых, христианство — это всегда личная вера и живые отношения с Богом. Это не «ходить в Церковь», это жить по вере. Как заявлял Мартин Лютер: «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру». Вдохновленный внимательным изучением Библии, Лютер заново открыл для себя апостольские слова: «Праведный верою жив будет» (Гал.3:11).



Нам тоже важно понять, что христианство — не только «вера отцов и дедов», но вера лично наша и нашего поколения, т. е. это личное знакомство и непосредственные отношения с Богом.

Во-вторых, Реформация вернула высший авторитет Священному Писанию. Не Папа, не император, но Божье Слово обладает духовной властью учить, судить, спасать. Сам Лютер отказывался признавать обычаи, авторитеты и аргументы, не основанные на Библии. «Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие», — говорил он.

Славянам также стоит понять: дорожить стоит не столько своей христианской традицией, сколько Словом Божьим. До тех пор, пока наш народ не сделает Евангелие настольной книгой для ежедневного чтения и руководством к жизни, Украину и Россию не стоит считать ни православной, ни в каком-либо смысле христианской.

В-третьих, в христианстве и христианском образе жизни важны личные убеждения. Только те принципы и ценности имеют смысл, за которые не страшно умереть. Свою знаменитую защитную речь перед императором, князьями и церковными иерархами Лютер закончил так: «На том стою, и не могу иначе. Да поможет мне Бог». Сказать такие слова может лишь человек веры, лишь сильная и свободная личность.

Сегодня, в эпоху беспринципности и всеядности, потребительства и приспособленчества нам важно прояснить наши христианские убеждения и сохранить им верность. Нам важно решиться на самоотчет: ответить себе самим, что именно делает нас христианами и готовы ли мы стоять на этих принципах.

Наконец, реформаторы сблизили церковь и мир, оправдали и освятили самую обычную жизнь, мир и мирской труд. Как говорил Лютер, «Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству».

Каждый человек должен видеть в своей профессии — призвание от Бога. И в этом смысле каждый — священник, потому что служит Богу: приумножает таланты, делает общество лучше, прославляет Творца, помогает другим людям, украшает мир творчеством.

Идея «всеобщего священства» смогла активизировать церковь, мобилизовать мирян, т. е. рядовых верующих, для преобразования себя и окружающего мира. Западная цивилизация, как мы ее знаем теперь, стала возможной благодаря Реформации, которая открыла в личности большой потенциал и благословила людей на активную деятельность.

Вера в научно-технический прогресс и лучшее будущее основана на вере в Бога, Который добр, любит мир и благословляет человека. Сегодня Европа продолжает пользоваться плодами Реформации, но все больше забывает о духовных основаниях своего успеха. Тем важнее вспомнить о принципах Реформации, они же ключевые и для западноевропейской культуры, демократии и рынка.

Реформация в Украине

В Украине все еще сложнее. Как сетовал Михайло Драгоманов, наша Реформация оказалась «прерванной». Русское православие усиленно боролось с этим западным влиянием, хотя Реформация находила и православные выражения, например, в идеях митрополита Петра Могилы или философа-проповедника Григория Сковороды.

Вторая волна украинской Реформации была связана с духовным пробуждением среди крестьян во второй половине XIX в. Украинцы научились от немецких колонистов читать Библию и увидели в ней не только духовные истины, но и секрет экономического процветания, нравственной здоровой, достойной и благополучной жизни. За любовь к изучению Библии их называли штундистами, а за крещение в зрелом возрасте — баптистами.

Сегодня наследники Реформации в Украине составляют около двух процентов населения (евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники и неопятидесятники), лютеране, пресвитериане, меннониты и др.). Но их влияние превосходит их численность. Почему? Потому что они знают силу личных убеждений и послушны авторитету Библии. Протестанты отличаются трудолюбием, предприимчивостью, активной благотворительностью, крепкими семьями.

Конечно, Реформация не ограничивается протестантизмом. Реформация — как призыв к церковному обновлению и исправлению жизни согласно вере — в той или иной форме присуща каждой конфессии, это призыв общехристианский. Поэтому христианские конфессии в Украине, разделенные на традиции и политические позиции, могут сблизиться в общей Реформации.

Мы, украинцы, смотрим на Европу как стандарт жизни, но мало думаем о христианских основаниях этой образцовой цивилизации жизни. Без надежного духовного фундамента благополучие, безопасность, свобода, достоинство и справедливость не достижимы. Современной Европе нужно укрепить этот фундамент, а нам еще предстоит его заложить. Без продолжения Реформации, ее видения, принципов и ценностей Европа не имеет будущего. Без наследия Реформации, без приобщения к нему Украина не имеет шансов стать христианской и европейской, сильной и процветающей нацией.

Юбилей Реформации напоминает нам о христианских принципах общественной жизни, духовных условиях процветания, а также о ключевой роли церквей в преобразовании себя и общества.

Эта историческая дата ставит перед нами вопрос: насколько мы готовы измениться, чтобы обрести шанс на иное, христианское будущее в Европе.

26 августа президент Украины Петр Порошенко подписал Указ «О праздновании в Украине 500-летия Реформации», в котором «с целью признания весомого вклада протестантских церквей и религиозных организаций… выражения уважения их роли в украинской истории» поручается «разработать с участием представителей протестантских религиозных организаций Украины план событий по подготовке и празднованию в Украине 500-летия Реформации». Этот указ дает начало целой серии событий церковного, общественно-политического, культурно-образовательного характера.

Уже сам по себе этот факт говорит о многом — что украинские политики ищут духовные ресурсы, которые помогли бы реформировать страну.

Для европейцев Реформация — это то, что случилось в Германии 500 лет назад, что сформировало (или реформировало) и продолжает реформировать Европу.

Для россиян и для украинцев Реформация — это то, что должно еще случиться, что должно сформировать и реформировать нацию как христианскую и при этом европейскую.

Вот почему, смотря в европейское прошлое на событие Реформации с почтением и интересом, мы видим свою Реформацию впереди — как задачу, призыв и возможность.

Михаил ЧЕРЕНКОВ,

Доктор философских наук, религиовед,

Вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение».

Читать также: Про празднование 500 летие Реформации в России....






Сейчас читают про: