Содержание тем лекционного курса

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Анатомии, физиологии и

безопасности жизнедеятельности

Института естественных и

социально-экономических наук,

___________ Р.И. Айзман

«___» ____________ 20___ г.

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Направление подготовки:

Педагогическое образование

Два профиля:

Иностранный (английский) язык и Иностранный (французский) язык

Иностранный (французский) язык и Иностранный (английский) язык

Иностранный (немецкий) язык и Иностранный (английский) язык

Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык

Квалификация выпускника:

Бакалавр

Новосибирск 2011


СОСТАВИТЕЛИ: Яна Леонидовна Завьялова, канд. биол. наук, доцент

Наталья Федоровна Лысова, канд. биол. наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________ Просенко А.Е.

Начальник УМУ: _______________ Добровольская Е.В.

Директор библиотеки _________________ Есина Л.Н.


ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание тем лекционного курса

Тема 1.Общие закономерности индивидуального развития организма

Онтогенез. Целостность и фазность онтогенеза. Непрерывность и неравномерность роста и развития. Гетерохронность онтогенеза. Возрастная периодизация, ее критерии. Норма как один из критериев развития. Акселерация и ретардация развития. Понятие календарного и биологического возраста. Критерии оценки биологического возраста на различных этапах онтогенеза. Биологическая надежность, изменение ее в онтогенезе. Сенситивные (критические) и спокойные периоды развития. Адаптация: уровни и виды адаптации. Адаптация к обучению. Адекватность физических и психических нагрузок функциональным возможностям человека.

Тема 2. Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие.

Опорно-двигательный аппарат, его строение (скелет, скелетные мышцы), возрастные особенности. Осанка, ее формирование в онтогенезе. Нарушения осанки, плоскостопие; их профилактика. Физическое развитие: соматоскопические, антропометрические и физиометрические параметры. Типы соматической конституции, группы физического развития.

Тема 3.Строение и функции нервной системы, её развитие в онтогенезе

Значение центральной регуляции функций развивающегося организма. Развитие регуляторных систем – гуморальной, нервной, нервно-гормональной. Строение нервной клетки, синапса. Основные нервные процессы - возбуждение и торможение. Свойства нервных центров (иррадиация, концентрация, индукция, суммация, доминанта), их изменения в процессе развития. Рефлекс как форма деятельности нервной системы. Принципы рефлекторной деятельности. Центральная и периферическая нервные системы, их морфофункциональные преобразования у детей и подростков. Соматическая и вегетативная (симпатическая, парасимпатическая) нервные системы, их роль и возрастные особенности. Функции различных отделов центральной нервной системы (спинного, продолговатого, среднего, промежуточного мозга, мозжечка и больших полушарий). Влияние различных факторов среды на развитие центральной нервной системы.

Тема 4. Высшая нервная деятельность, её возрастные особенности

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о низшей и высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы, их классификация. Инстинкты. Ориентировочный рефлекс, его значение для обучения. Условные рефлексы как основа индивидуального поведения, их классификация. Динамические стереотипы как основа привычек, умений, навыков. Условия, механизмы и возрастные особенности выработки условных рефлексов. Теория функциональных систем (П.К.Анохин). Виды безусловного и условного торможения условных рефлексов. Возрастные особенности торможения, их значение для педагогики.

Тема 5. Психофизиологические основы восприятия и движения. Возрастные особенности сенсорных систем (анализаторов)

Понятие анализатора, органа чувств, сенсорной системы. Значение сенсорных систем для развивающего организма, сенсорная депривация. Общие принципы строения и функции анализаторов, общие свойства анализаторов. Мозговая организация ощущений и восприятия. Виды сенсорных систем, их развитие в онтогенезе. Основные виды нарушений зрения и слуха, их профилактика. Значение движения в жизни человека. Двигательный анализатор. Психофизиологические механизмы организации произвольных движений, их развитие.

Тема 6. Психофизиологические основы и возрастные особенности речи и мышления. Типологические особенности ВНД.

Качественное своеобразие высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы действительности как основа конкретно-образного и абстрактно-логического мышления, сознания. Особенности слова как раздражителя. Мозговая организация речи, функциональная асимметрия больших полушарий Условия развития речи и мышления. Развитие речи, мышления и функциональной асимметрии мозга в онтогенезе. Типологические особенности ВНД человека. Индивидуально-типологические особенности ВНД детей и подростков по Н.Н. Красногорскому и по А.Н. Иванову-Смоленскому. Учёт типологических особенностей ВНД при обучении, воспитании и профориентации. Неврозы, их профилактика.

Тема 7. Психофизиологические основы внимания, памяти и эмоций

Значение и психофизиологические механизмы непроизвольного и произвольного внимания. Возрастные особенности внимания, их учет при обучении и профессиональной деятельности. Условнорефлекторная основа памяти Классификация видов памяти, её развитие в онтогенезе. Расстройства внимания и памяти, их профилактика. Тренировка внимания и памяти. Физиологическое значение и функции эмоций. Морфофизиологические основы формирования эмоций, развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе.

Тема 8. Морфофункциональные возрастные особенности висцеральных систем организма. Развитие эндокринной регуляции процессов жизнедеятельности.

Физиология системы крови в онтогенезе. Общие закономерности изменений структуры и функций системы кровообращения в онтогенезе. Изменения дыхательной системы в процессе индивидуального развития. Возрастные преобразования пищеварительной системы в онтогенезе. Физиологические основы питания детей разного возраста. Выделительная система, ее компоненты и становление в онтогенезе. Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Профилактика нарушений функций различных систем у детей.

Понятие об эндокринной системе. Роль желез внутренней секреции (эпифиза, гипофиза, надпочечников, щитовидной, паращитовидной, вилочковой, поджелудочной железы, половых желез) в регуляции функций развивающегося организма. Влияние функциональных изменений эндокринной системы на ВНД. Морфофункциональное формирование репродуктивных особенностей мужского и женского организма. Половое созревание.

Тема 9. Биоритмы и работоспособность. Гигиена учебного процесса и трудовой деятельности.

Физиологические основы гигиены умственного и физического труда. Физическая и умственная работоспособность. Понятие об утомлении и переутомлении. Фазы утомления. Биоритмы, их биологическое значение, виды. Ритмы умственной и физической работоспособности (суточной, недельной, годовой). Возрастные особенности физиологии сна. Биологические ритмы и рациональная организация режима труда и отдыха. Гигиеническое нормирование труда и отдыха. Допустимая учебная нагрузка в зависимости от возраста. Особенности режима дня в период подготовки к экзаменам. Гигиенические требования к расписанию занятий. Гигиеническая организация учебных занятий. Санитарно-гигиенические нормы и требования к организации учебно-воспитательной работы.

Содержание дисциплины структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование

Наименование темы Количество часов
Лекции Лабораторные занятия Самостоятельная работа Всего часов по теме
1.Общие закономерности индивидуального развития организма        
2. Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие        
3.Строение и функции нервной системы, её развитие в онтогенезе        
4. Высшая нервная деятельность, её возрастные особенности          
5.Психофизиологические основы восприятия и движения. Возрастные особенности сенсорных систем (анализаторов)        
6. Психофизиологические основы и возрастные особенности речи и мышления. Типологические особенности ВНД.        
7. Психофизиологические основы внимания, памяти и эмоций        
8. Морфофункциональные возрастные особенности висцеральных систем организма. Развитие эндокринной регуляции процессов жизнедеятельности        
9. Биоритмы и работоспособность. Гигиена учебного процесса и трудовой деятельности        
ИТОГО        

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
1. Общие закономерности индивидуального развития организма Составить конспект «Уровни и виды адаптации, ее возрастные особенности» Конспект  
2. Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие Выполнить практические работы: · Определение типа конституции · Выявление плоскостопия. · Оценка росто-весового соотношения.   Оформить протокол практических работ: · Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы. · Определение кардиореспираторного резерва. · Определение реакции сердечно-сосудистой системы на наклоны туловища. · Определение физического развития и осанки. Составить конспект «Группы физического развития» Оформление заданий в рабочей тетради, конспект  
3. Строение и функции нервной системы, её развитие в онтогенезе Оформить протокол практической работы: · Анализ рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса. Составить схему рефлекторной дуги, обозначить её основные элементы. Составить конспект «Функции отделов головного мозга» Оформление заданий в рабочей тетради, конспект  
4. Высшая нервная деятельность, её возрастные особенности   Оформить протокол практической работы: · Выработка условного мигательногорефлекса Заполнить таблицу «Особенности низшей и высшей нервной деятельности»   Оформление заданий в рабочей тетради, конспект  
5. Психофизиологические основы восприятия и движения. Возрастные особенности сенсорных систем (анализаторов) Расставить номера обозначений в схемах строения глаза и уха человека. Перечислить структуры, входящие в состав анализатора, органа чувств, сенсорной системы. Ознакомиться с системой упражнений «Офтальмотренаж» Заполнить таблицу «Виды анализаторов» Составить конспект «Возрастные особенности зрительного, слухового, двигательного анализатора и организации произвольных движений» Оформление заданий в рабочей тетради, конспект  
6. Психофизиологические основы и возрастные особенности речи и мышления. Типологические особенности ВНД Выполнить практические работы: · Определение типа ВНД детей и подростков по свойствам нервных процессов. · Дополнительные способы определения функциональной асимметрии. · Определение возрастных и типологических особенностей ВНД ребенка по особенностям поведения. · Определение типа ВНД в зависимости от преобладания 1 и 2 сигнальных систем действительности. Оформить протоколы практических работ: · Определение индивидуальных особенностей ВНД человека методом свободных ассоциаций. · Исследование особенностей темпа речевой деятельности. · Определение моторной асимметрии. Заполнить таблицы: «Функци полушарий головного мозга», «Мероприятия, активизирующие функциональное состояние коры больших полушарий у человека в период адаптационного синдрома», «Возрастные особенности высшей нервной деятельности» Оформление заданий в рабочей тетради  
7. Психофизиологические основы внимания, памяти и эмоций Выполнить практическую работу: · Изучение продуктивности различных видов памяти. Оформить протоколы практических работ: · Определение объема внимания. · Определение переключения внимания. · Определение краткосрочной слуховой и зрительной механической памяти. · Определение краткосрочной слуховой и зрительной словесно-логической памяти.   Оформление заданий в рабочей тетради  
8. Морфофункциональные возрастные особенности висцеральных систем организма. Развитие эндокринной регуляции процессов жизнедеятельности Составить конспект «Возрастные особенности висцеральных систем организма» Заполнить таблицу «Возрастные особенности желез внутренней секреции» Оформление заданий в рабочей тетради, конспект  
9. Биоритмы и работоспособность. Гигиена учебного процесса и трудовой деятельности Составить конспект «Возрастные особенности физиологии сна». Выполнить практические работы: · Выявление ритмических изменений отдельных функций организма · Выявление хронотипа работоспособности человека · Составление рационального режима дня · Гигиеническая оценка классной комнаты и ее оборудования · Гигиеническая оценка расписания Оформить протоколы практических работ: · Определеие висцеральных признаков суточного хронотипа человека · Определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы   Оформление заданий в рабочей тетради  
  ВСЕГО      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: