Вопросы к зачету

1. Понятие онтогенеза. Закономерности онтогенеза: непрерывность и неравномерность роста и развития, гетерохронность системогенеза, изменение биологической надежности.

2. Возрастная периодизация. Сенситивные (критические) и спокойные периоды онтогенеза, их особенности.

3. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Методика определения биологического возраста.

4. Особенности развития скелета и скелетной мускулатуры у детей и подростков.

5. Физическое развитие детей и подростков, его показатели. Методы определения. Группы физического развития.

6. Осанка, закономерности ее формирования в онтогенезе. Факторы, влияющие на формирование осанки. Нарушения осанки, причины их возникновения и профилактика.

7. Значение свода стопы и его формирование в онтогенезе. Плоскостопие: виды, причины, признаки, методы определения и профилактика.

8. Конституциональные особенности физического и функционального развития детей и подростков. Конституциональные соматотипы, методика и значение их определения.

9. Уровни и виды адаптации, ее возрастные особенности.

10. Значение и общий принцип строения нервной системы (микро и макро строение). Развитие нервной системы в онтогенезе.

11. Функциональное значение различных отделов спинного и головного мозга. Гетерохронность созревания отделов ЦНС

12. Вегетативная нервная система, ее строение и функции.

13. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе и их взаимодействие. Иррадиация, концентрация, индукция и их возрастные особенности.

14. Доминанта, ее возрастные особенности, значение в познавательной деятельности учащихся.

15. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Принципы рефлекторной деятельности.

16. Низшая нервная деятельность, ее значение и возрастные особенности. Классификация безусловных рефлексов.

17. Ориентировочный рефлекс, его возрастные особенности и значение для обучения.

18. Высшая нервная деятельность, ее значение. Условный рефлекс как основа памяти и обучения. Классификация условных рефлексов.

19. Условия и механизмы выработки условных рефлексов. Возрастные особенности формирования условных рефлексов.

20. Динамический стереотип, его физиологический механизм и возрастные особенности. Значение динамического стереотипа в обучении и воспитании.

21. Безусловное или внешнее торможение (индукционное, запредельное). Его значение и возрастные особенности.

22. Условное или внутреннее торможение (угасательное, запаздывающее, дифференцированное, условный тормоз): возрастные особенности и роль в учебно-воспитательном процессе.

23. Память и внимание, их значение и возрастные особенности. Тренировка памяти, внимания.

24. Высшая нервная деятельность человека, ее качественное своеобразие (первая и вторая сигнальные системы действительности, функциональная асимметрия мозга).

25. Условия развития речи и абстрактно-логического мышления. Этапы развития речи у детей. Социальная депривация.

26. Физиологическая роль эмоций. Психофизиологические основы эмоций. Возрастные особенности.

27. Психофизиологические основы внимания, возрастные особенности.

28. Психофизиологические основы памяти, возрастные особенности.

29. Психофизиологические основы мышления, формирование в онтогенезе.

30. Классификация типов высшей нервной деятельности и физиологическая основа этой классификации (И.П.Павлов).

31. Классификация типологических особенностей ВНД детей по Н.И.Красногорскому. Значение для обучения и воспитания.

32. Классификация типов ВНД по Иванову-Смоленскому. Значение для обучения и воспитания.

33. Общий принцип строения, свойства и значение анализаторов. Сенсорная депривация.

34. Строение, функции и возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Профилактика близорукости.

35. Строение, функции и возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Профилактика нарушений слуха.

36. Строение, функции и возрастные изменения соматосенсорной системы. Развитие произвольных движений.

37. Морфофункциональные и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

38. Морфофункциональные и возрастные особенности дыхательной системы.

39. Морфофункциональные и возрастные особенности пищеварительной системы.

40. Морфофункциональные и возрастные особенности выделительной системы.

41. Значение гормональной регуляции функций у детей с момента рождения до подросткового периода.

42. Значение гормональной регуляции функций у подростков, половое созревание. Психофизиологические особенности подростков.

43. Биологические ритмы. Чередование труда и отдыха, их значение для развития организма. Гигиенические основы режима дня.

44. Умственная работоспособность, её фазы, ритмические изменения и возрастные особенности. Факторы, влияющие на умственную работоспособность. Утомление и переутомление, их значение.

45. Механизм и фазы сна, их значение для обеспечения биологической надежности. Возрастные особенности и гигиена сна.

46. Гигиенические требования к составлению учебного расписания, их физиологическая основа.

47. Гигиенические требования к освещённости и оснащению учебных помещениях.

48. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: