1. Понятие онтогенеза. Закономерности онтогенеза: непрерывность и неравномерность роста и развития, гетерохронность системогенеза, изменение биологической надежности.
2. Возрастная периодизация. Сенситивные (критические) и спокойные периоды онтогенеза, их особенности.
3. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Методика определения биологического возраста.
4. Особенности развития скелета и скелетной мускулатуры у детей и подростков.
5. Физическое развитие детей и подростков, его показатели. Методы определения. Группы физического развития.
6. Осанка, закономерности ее формирования в онтогенезе. Факторы, влияющие на формирование осанки. Нарушения осанки, причины их возникновения и профилактика.
7. Значение свода стопы и его формирование в онтогенезе. Плоскостопие: виды, причины, признаки, методы определения и профилактика.
8. Конституциональные особенности физического и функционального развития детей и подростков. Конституциональные соматотипы, методика и значение их определения.
9. Уровни и виды адаптации, ее возрастные особенности.
10. Значение и общий принцип строения нервной системы (микро и макро строение). Развитие нервной системы в онтогенезе.
11. Функциональное значение различных отделов спинного и головного мозга. Гетерохронность созревания отделов ЦНС
12. Вегетативная нервная система, ее строение и функции.
13. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе и их взаимодействие. Иррадиация, концентрация, индукция и их возрастные особенности.
14. Доминанта, ее возрастные особенности, значение в познавательной деятельности учащихся.
15. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Принципы рефлекторной деятельности.
16. Низшая нервная деятельность, ее значение и возрастные особенности. Классификация безусловных рефлексов.
17. Ориентировочный рефлекс, его возрастные особенности и значение для обучения.
18. Высшая нервная деятельность, ее значение. Условный рефлекс как основа памяти и обучения. Классификация условных рефлексов.
19. Условия и механизмы выработки условных рефлексов. Возрастные особенности формирования условных рефлексов.
20. Динамический стереотип, его физиологический механизм и возрастные особенности. Значение динамического стереотипа в обучении и воспитании.
21. Безусловное или внешнее торможение (индукционное, запредельное). Его значение и возрастные особенности.
22. Условное или внутреннее торможение (угасательное, запаздывающее, дифференцированное, условный тормоз): возрастные особенности и роль в учебно-воспитательном процессе.
23. Память и внимание, их значение и возрастные особенности. Тренировка памяти, внимания.
24. Высшая нервная деятельность человека, ее качественное своеобразие (первая и вторая сигнальные системы действительности, функциональная асимметрия мозга).
25. Условия развития речи и абстрактно-логического мышления. Этапы развития речи у детей. Социальная депривация.
26. Физиологическая роль эмоций. Психофизиологические основы эмоций. Возрастные особенности.
27. Психофизиологические основы внимания, возрастные особенности.
28. Психофизиологические основы памяти, возрастные особенности.
29. Психофизиологические основы мышления, формирование в онтогенезе.
30. Классификация типов высшей нервной деятельности и физиологическая основа этой классификации (И.П.Павлов).
31. Классификация типологических особенностей ВНД детей по Н.И.Красногорскому. Значение для обучения и воспитания.
32. Классификация типов ВНД по Иванову-Смоленскому. Значение для обучения и воспитания.
33. Общий принцип строения, свойства и значение анализаторов. Сенсорная депривация.
34. Строение, функции и возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Профилактика близорукости.
35. Строение, функции и возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Профилактика нарушений слуха.
36. Строение, функции и возрастные изменения соматосенсорной системы. Развитие произвольных движений.
37. Морфофункциональные и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.
38. Морфофункциональные и возрастные особенности дыхательной системы.
39. Морфофункциональные и возрастные особенности пищеварительной системы.
40. Морфофункциональные и возрастные особенности выделительной системы.
41. Значение гормональной регуляции функций у детей с момента рождения до подросткового периода.
42. Значение гормональной регуляции функций у подростков, половое созревание. Психофизиологические особенности подростков.
43. Биологические ритмы. Чередование труда и отдыха, их значение для развития организма. Гигиенические основы режима дня.
44. Умственная работоспособность, её фазы, ритмические изменения и возрастные особенности. Факторы, влияющие на умственную работоспособность. Утомление и переутомление, их значение.
45. Механизм и фазы сна, их значение для обеспечения биологической надежности. Возрастные особенности и гигиена сна.
46. Гигиенические требования к составлению учебного расписания, их физиологическая основа.
47. Гигиенические требования к освещённости и оснащению учебных помещениях.
48. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка.