Параметры обследования | Начало года | Конец года | ||||||||||||||||||||||||
I. (1)Коммуникативно-речевые умения | ||||||||||||||||||||||||||
1.Контактность | ||||||||||||||||||||||||||
2. Речевая активность | ||||||||||||||||||||||||||
3. Общее звучание речи (темп, интонационная выразительность, внятность, назализованность, смазанная, разборчивая) | ||||||||||||||||||||||||||
4. Общая осведомленность | ||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
II. Лексическое развитие | ||||||||||||||||||||||||||
2.Словарь предметов | ||||||||||||||||||||||||||
А. Повседневная лексика | Кукла, мишка, мяч, машинка, матрешка, пирамидка, тарелка, блюдце, кастрюля, чашка, чайник | Кукла, мишка, мяч, машинка, матрешка, пирамидка, тарелка, блюдце, кастрюля, чашка, чайник | ||||||||||||||||||||||||
Б. Редкоупотребляемая лексика | Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, рельсы, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатки | Ресницы, брови, ноздри, подбородок, локоть, веки, затылок, окно, подоконник, форточка, рельсы, пассажиры, памятник, клумба, табуретка, воротничок, перчатки | ||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
3. Глагольный словарь | ||||||||||||||||||||||||||
Зайчик | ||||||||||||||||||||||||||
Рыба | ||||||||||||||||||||||||||
Ребенок | ||||||||||||||||||||||||||
Мама | ||||||||||||||||||||||||||
Самолет | ||||||||||||||||||||||||||
Снежинка | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
4. Словарь наречий | ||||||||||||||||||||||||||
Плачет малыш | ||||||||||||||||||||||||||
Летит самолет | ||||||||||||||||||||||||||
Играют дети | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
5. Подбор определений | ||||||||||||||||||||||||||
Рубашка | ||||||||||||||||||||||||||
Дом | ||||||||||||||||||||||||||
Яблоко | ||||||||||||||||||||||||||
Лиса | ||||||||||||||||||||||||||
Девочка | ||||||||||||||||||||||||||
Зима | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
6. Многозначность слов | ||||||||||||||||||||||||||
Ножка | ||||||||||||||||||||||||||
Язычок | ||||||||||||||||||||||||||
Носик | ||||||||||||||||||||||||||
Горлышко | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
7. Словарь притяжательных местоимений | ||||||||||||||||||||||||||
ваш, мой, его, наш, их | ваш, мой, его, наш, их | |||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
8. Подбор синонимов | ||||||||||||||||||||||||||
Дети | ||||||||||||||||||||||||||
Дом | ||||||||||||||||||||||||||
Врач | ||||||||||||||||||||||||||
Грустный | ||||||||||||||||||||||||||
Большой | ||||||||||||||||||||||||||
Веселиться | ||||||||||||||||||||||||||
Бегает | ||||||||||||||||||||||||||
Шагает | ||||||||||||||||||||||||||
Плачет | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
9. Подбор антонимов | ||||||||||||||||||||||||||
Жара | ||||||||||||||||||||||||||
Тишина | ||||||||||||||||||||||||||
Чистый | ||||||||||||||||||||||||||
Мокрый | ||||||||||||||||||||||||||
Больной | ||||||||||||||||||||||||||
Смеяться | ||||||||||||||||||||||||||
Одеваться | ||||||||||||||||||||||||||
Говорить | ||||||||||||||||||||||||||
Медленно | ||||||||||||||||||||||||||
Высоко | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
10. Дифференциация близких по смыслу понятий Серия «А» | ||||||||||||||||||||||||||
Мама шьет | ||||||||||||||||||||||||||
Мама вяжет | ||||||||||||||||||||||||||
Мама вышивает | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «Б» | ||||||||||||||||||||||||||
Шьют | ||||||||||||||||||||||||||
Вышивают | ||||||||||||||||||||||||||
Вяжут | ||||||||||||||||||||||||||
Пришивают | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
11. Уровень обобщений | ||||||||||||||||||||||||||
Животные | ||||||||||||||||||||||||||
Игрушки | ||||||||||||||||||||||||||
Овощи | ||||||||||||||||||||||||||
Фрукты | ||||||||||||||||||||||||||
Посуда | ||||||||||||||||||||||||||
Одежда | ||||||||||||||||||||||||||
Люди | ||||||||||||||||||||||||||
Транспорт | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
III. Уровень сформированности грамматического строя языка | ||||||||||||||||||||||||||
12. Проверка общего уровня языковой компетенции Серия «А» | ||||||||||||||||||||||||||
Дети, ложитесь спать! | ||||||||||||||||||||||||||
В саду росло много яблонь. | ||||||||||||||||||||||||||
Белка перепрыгивала с ветки на ветку. | ||||||||||||||||||||||||||
Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа. | ||||||||||||||||||||||||||
Ваня сказал маме, что не пойдет гулять. | ||||||||||||||||||||||||||
Цветы засохнут если их не поливать. | ||||||||||||||||||||||||||
Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна. | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «Б» | ||||||||||||||||||||||||||
Я люблю мама. | ||||||||||||||||||||||||||
Мальчик рисовает красками. | ||||||||||||||||||||||||||
Петя ест спелый яблок. | ||||||||||||||||||||||||||
В море плавают рыбка. | ||||||||||||||||||||||||||
Малыши построили много домов из песков. | ||||||||||||||||||||||||||
У кошки родились котенки. | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
13. Проверка умения конструировать предложения | ||||||||||||||||||||||||||
Ребята, гулять, лес; | ||||||||||||||||||||||||||
Мама, сливы, купить, дочка; | ||||||||||||||||||||||||||
Малыш, бабушка, коляска, укладывать. | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
14. Образование существительных множественного числа в именительном падеже Серия «А» | ||||||||||||||||||||||||||
Одна рука, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Один глаз, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Одно ухо, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Одно Копыто, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Один стул, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Один карандаш, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Один гусенок, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Один медведь, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Одно окно, а если их много, то это - | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
15. Образование существительных множественного числа в родительном падеже Серия «Б» | ||||||||||||||||||||||||||
Не стало: Рук | ||||||||||||||||||||||||||
Глаз | ||||||||||||||||||||||||||
Ушей | ||||||||||||||||||||||||||
Копыт | ||||||||||||||||||||||||||
Стульев | ||||||||||||||||||||||||||
Карандашей | ||||||||||||||||||||||||||
Гусят | ||||||||||||||||||||||||||
Медведей | ||||||||||||||||||||||||||
Окон | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
16.Образование предложно-падежных форм существительных | ||||||||||||||||||||||||||
Где стоит коробка? (на столе). | ||||||||||||||||||||||||||
Где лежит игрушка? (в коробке). | ||||||||||||||||||||||||||
Откуда я достаю игрушку? (из коробки). | ||||||||||||||||||||||||||
Куда я поставила коробку? (под стол). | ||||||||||||||||||||||||||
Откуда я достала коробку? (Из-под стола). | ||||||||||||||||||||||||||
Куда я посадила зайку? (На пол). | ||||||||||||||||||||||||||
Откуда я взяла зайку? (с пола) | ||||||||||||||||||||||||||
Где сидит зайка? (за шкафом). | ||||||||||||||||||||||||||
Откуда выглядывает зайка? (из-за шкафа). | ||||||||||||||||||||||||||
С чем бывает бутерброд? (С колбасой, с сыром). | ||||||||||||||||||||||||||
Над чем порхает бабочка? (Над цветами). | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
17. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже Серия «А» | ||||||||||||||||||||||||||
Синий чайник | ||||||||||||||||||||||||||
Синее ведро | ||||||||||||||||||||||||||
Желтое солнце | ||||||||||||||||||||||||||
Желтые кружки | ||||||||||||||||||||||||||
Желтая репка | ||||||||||||||||||||||||||
Желтый банан | ||||||||||||||||||||||||||
Красные флажки | ||||||||||||||||||||||||||
Красный чайник | ||||||||||||||||||||||||||
Красное платье | ||||||||||||||||||||||||||
Красная ягода | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленая лягушка | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленые пуговицы | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленый огурец | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленое ведро | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «Б» | ||||||||||||||||||||||||||
Синего чайника | ||||||||||||||||||||||||||
Синего ведра | ||||||||||||||||||||||||||
Желтого солнца | ||||||||||||||||||||||||||
Желтой репки | ||||||||||||||||||||||||||
Желтого банана | ||||||||||||||||||||||||||
Желтых кружек | ||||||||||||||||||||||||||
Красных флажков | ||||||||||||||||||||||||||
Красного чайника | ||||||||||||||||||||||||||
Крансого платья | ||||||||||||||||||||||||||
Красной ягоды | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленой лягушки | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленых пуговиц | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленого огурца | ||||||||||||||||||||||||||
Зеленого ведра | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «В» | ||||||||||||||||||||||||||
Белая, пушистая – это кошка или котенок? | ||||||||||||||||||||||||||
Красное, спелое – это яблоко или помидор? | ||||||||||||||||||||||||||
Серый, голодный – это волк или мышка? | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
18. Образование сравнительной степени прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||
Этот цветок красивый, а этот еще… | ||||||||||||||||||||||||||
Этот дом высокий, а тот еще… | ||||||||||||||||||||||||||
Этот мальчик умный, а тот еще… | ||||||||||||||||||||||||||
Эта девочка хорошая, а та еще… | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
19. Навыки словообразования Серия «А» | ||||||||||||||||||||||||||
Козы | ||||||||||||||||||||||||||
Собаки | ||||||||||||||||||||||||||
Коровы | ||||||||||||||||||||||||||
Свиньи | ||||||||||||||||||||||||||
Курицы | ||||||||||||||||||||||||||
Утки | ||||||||||||||||||||||||||
Пингвина | ||||||||||||||||||||||||||
Льва | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «Б» образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме | ||||||||||||||||||||||||||
Дом | ||||||||||||||||||||||||||
Кукла | ||||||||||||||||||||||||||
Яблоко | ||||||||||||||||||||||||||
Стул | ||||||||||||||||||||||||||
Елка | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «В» образование относительных прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||
Кораблик из бумаги | ||||||||||||||||||||||||||
Лопата из железа | ||||||||||||||||||||||||||
Сок из яблок | ||||||||||||||||||||||||||
Компот из слив | ||||||||||||||||||||||||||
Баба из снега | ||||||||||||||||||||||||||
Конфета из шоколада | ||||||||||||||||||||||||||
Ваза из стекла | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «Г» образование притяжательных прилагательных | ||||||||||||||||||||||||||
Собаки | ||||||||||||||||||||||||||
Волка | ||||||||||||||||||||||||||
Зайца | ||||||||||||||||||||||||||
Лисы | ||||||||||||||||||||||||||
Птицы | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
Серия «Д» образование приставочных глаголов | ||||||||||||||||||||||||||
Мальчик идет. | ||||||||||||||||||||||||||
Мальчик подходит к дому. | ||||||||||||||||||||||||||
Мальчик выходит из дома. | ||||||||||||||||||||||||||
Мальчик входит в дом. | ||||||||||||||||||||||||||
Мальчик переходит улицу. | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
IV. (20)Обследования строения и моторики артикуляционного аппарата | ||||||||||||||||||||||||||
Губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные) | ||||||||||||||||||||||||||
Зубы (редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, отсутствуют) | ||||||||||||||||||||||||||
Прикус (открытый передний/боковой: двусторонний/односторонний, прогения, прогнатия) | ||||||||||||||||||||||||||
Небо (узкое, высокое, плоское, куполообразное, субмукозная расщелина) Мягкое небо (подвижное, малоподвижное) | ||||||||||||||||||||||||||
Язык (массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий) | ||||||||||||||||||||||||||
Подъязычная уздечка (короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области) | ||||||||||||||||||||||||||
Саливация (норма, повышенная) | ||||||||||||||||||||||||||
Тонус (понижен, повышен, норма), Подвижность (достаточная, недостаточная, тремор, отклонения в сторону) | ||||||||||||||||||||||||||
Дыхание (ключичное, ключично-грудное, диафрагмальное), Ротовой выдох (сформирован, не сформирован) | ||||||||||||||||||||||||||
Голос (тихий, слабый, глухой, сиплый, неполетный, сдавленный) | ||||||||||||||||||||||||||
«Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Иголка», «Улыбка – Хоботок», «Качели», «Маятник», «Лошадка», «Орешек» | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка: | ||||||||||||||||||||||||||
V. (21)Особенности звукопроизносительной стороны речи | ||||||||||||||||||||||||||
Звуки | Произносит | Замена | Искажение | Пропуск | Смешение | |||||||||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||
с | ||||||||||||||||||||||||||
с' | ||||||||||||||||||||||||||
з | ||||||||||||||||||||||||||
з' | ||||||||||||||||||||||||||
ц | ||||||||||||||||||||||||||
ч | ||||||||||||||||||||||||||
щ | ||||||||||||||||||||||||||
ш | ||||||||||||||||||||||||||
ж | ||||||||||||||||||||||||||
л | ||||||||||||||||||||||||||
л' | ||||||||||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||||||||||
р' | ||||||||||||||||||||||||||
Оценка:
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
а – изолированное произношение; б – в слове; в – в предложении; г – в речи.
VI. (22)Сформированность фонематического слуха | ||||||||
Серия «А» Отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар) | ||||||||
Да-та-да Та-да-та | ||||||||
Га-ка-га Ка-га-ка | ||||||||
Ба-па-ба Па-ба-па | ||||||||
Ка-ха-ка Ха-ка-ха | ||||||||
Са-за-са За-са-за | ||||||||
Са-ша-са Ша-са-ша | ||||||||
Жа-ша-жа Ша-жа-ша | ||||||||
Ча-тя-ча Тя-ча-тя | ||||||||
Ся-ща-ся Ща-ся-ща | ||||||||
Ра-ла-ра Ла-ра-ла | ||||||||
Ва-фа-ва Фа-ва-фа | ||||||||
Оценка: | ||||||||
Серия «Б» Отраженное произведение рядов (пар) слов | ||||||||
Кот-год-кот | ||||||||
Том-дом-том | ||||||||
день-тень-день | ||||||||
почка-бочка-почка | ||||||||
Оценка: | ||||||||
Серия «В» Дифференциация звуков в произношении слов | ||||||||
Ш-С | Мишка-миска | |||||||
Ж-З | Рожи-розы | |||||||
Ч-ТЬ | Челка-телка | |||||||
Ц-С | Цапля-сабля | |||||||
С-Ч | Каска-качка | |||||||
Ч-Щ | Челка-щелка | |||||||
Ль-Й | Галька-гайка | |||||||
Л-ль | Галка-галька | |||||||
Р-л | Рак-лак | |||||||
Р-й | Марка-майка | |||||||
Рь-й | Моряк-маяк | |||||||
П-б | Почка-бочка | |||||||
Т-д | Тачка-дачка | |||||||
К-г | Кости-гости | |||||||
Ы-и | Мышка-мишка | |||||||
С-з | Косы-козы | |||||||
Оценка: | ||||||||
Серия «Г» Дифференциация звуков в произношении фраз | ||||||||
Старший братишка рассказывал страшную сказку. | ||||||||
Старушка сушила пушистую шубу. | ||||||||
Течет речка, печет печка. | ||||||||
Юля уронила фарфоровое блюдце. | ||||||||
Чайка отличается от цапли. | ||||||||
У Сони цветик-семицветик. | ||||||||
Жутко жуку жить на суку. | ||||||||
В домишке жили мышки. | ||||||||
Оценка: | ||||||||
VII. (23) Сформированность слоговой структуры слова | ||||||||
1. Отраженное воспроизведение слов | ||||||||
Бегемот | ||||||||
сосна | ||||||||
Танкист | ||||||||
Сквозняк | ||||||||
Лекарство | ||||||||
Сковорода | ||||||||
Термометр | ||||||||
Пингвиненок | ||||||||
Фотографирую | ||||||||
Оценка: | ||||||||
2. Отраженное воспроизведение фраз | ||||||||
Хоккеисты выиграли турнир. | ||||||||
Лариса связала братишке джемпер. | ||||||||
Утром на деревьях защебетали ласточки. | ||||||||
Саша возвращается с работы на транспорте. | ||||||||
Мама покупает в универсаме фрукты. | ||||||||
Оценка: | ||||||||
VIII. (24) Навыки звукового анализа | ||||||||
Задание 1. | ||||||||
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы | ||||||||
Па, ой, ав, ма, вы, ай, ух | ||||||||
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок | ||||||||
Задание 2. | ||||||||
Запомни и назови первый звук: А, О, У. | ||||||||
Запомни и назови последний звук: О, Т, М. | ||||||||
Задание 3. | ||||||||
Запомни и назови первый звук в слове «Оля» | ||||||||
Запомни и назови последний звук в слове «кот» | ||||||||
Задание 4. | ||||||||
Мак, кот, ваза | ||||||||
Оценка: | ||||||||
IX. (25) Исследование связной речи | ||||||||
1. Проверка уровня понимания текста | ||||||||
Выделение действующих лиц: Про кого мы читали? | ||||||||
Понимание фактов, событий: Каких яиц купила хозяйка? Зачем хозяйка купила утиных яиц? Кто высидел утят? Курица знала, что она высидела не цыплят, а утят? | ||||||||
Оценка поступков персонажей: Курица радовалась, что ее дети плавают? Почему? Утятам нравилось плавать? | ||||||||
Оценка: | ||||||||
2. Пересказ текста | ||||||||
Начало года | Конец года | |||||||
Оценка: | ||||||||
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||||||||
Начало года | Конец года | |||||||
Оценка: | ||||||||
Заключение учителя-дефектолога:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________