1. Патриархальная – выходит из развития патриархальной семьи. (Михайловский)
Аристотель – государство как семья. Общение (между свободной и равной частью населения)->разрастание семей->общины->государство. Государственная власть как власть главы семьи.
Идеология: Государственный патернализм – социальная защита государством граждан.
Государство=общество. Важнейшие качества – дружба и щедрость. Для существования общества необходимы досуг, мужество, справедливость и здоровье. Люди не равны по природе. Варвары недоразвиты до политии, но могут до неё дорасти.
Элементы государства:
1. Целое, состоящее из множества элементов.
2. Единая территория, армия (силовой аппарат).
Частная собственность таиться в природе как любовь к себе. Верховенство законов, соответствующих справедливости.
Формы государства: Монархия, Аристократия, Полития; Тирания, Олигархия, Демократия
2. Теологическая – государство продукт божественного развития, воли. Правительство обожествлено, но ограничено божьим законам, иерархией юриспруденции. По срочности эта власть вечная. Естественная теория, родилась с первыми религиозными верованиями и представлениями.
|
|
Деятели: Фома Аквинский, Уваров
Теология в религиях древнего востока – Египет, Индия, Китай, Месопотамия
3. Договорная – государство как единственный источник сохранения естественных свобод. Договор об образовании государства заключили между собой члены общества и непосредственно государство, а представителем государства является правитель. Равенство сторон. Чёткое разделение на два полиса – а) члены общества, б) государство - правитель. Люди передают часть своих прав государству, которое взамен обязуется охранять их священные права.
Концепция естественного права - прав, присущих человеку от рождения. Святое право собственности как первоначально естественное. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на справедливый суд. При аресте лица необходимо предъявлять ордер, а в ордере должно быть написана фамилия лица, которое дало право на арест.
Habeas corpus act – английский договор.
Гоббс – война всех против всех. Изначально люди были равными и ограниченными лишь совестью. Человеком движет жажда наживы и у него в крови заложена тенденция властвовать и воевать. Страх смерти и инстинкт самосохранения - двигательные силы прогресса. Государство должно заставить народ подчиняться естественному закону. В догосударственном состоянии не было влиятельной силы, способной регулировать международные отношения. Тория же общественного договора ослабила вражду между странами. Государства стали более осознанными, рациональными, стали придерживаться некоторых норм.
|
|
Джон Локк – единственная посылка о передаче свободы была нужда в защите прав на жизнь, свободу и собственность. Законы могут быть законами только если они направлены на достижение общего блага. Люди действую справедливо только в группах.
Ш. Монтескье – закон обязан стремиться к равенству. Утилитарный подход через функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Руссо – золотая эпоха человечества. Теория Народного суверенитета. Суверенитет в государстве принадлежит народу в целом. Суверенная власть народа уполномочивает своих правителей осуществлять государственную власть. Народ может как дать власть, так и забрать. Власть должна отчитываться перед источником власти. Эта теория проявляется в конституции. Легитимность власти находит отражение в обществе.
Концепция власти по Сократу: государство существует только в рамках закона, которому все должны подчиняться.
Винтер Скиннер – первая буржуазная революция (против Испании) произошла в Нидерландах 1568-1648, но носила очень национальный характер.
Франсиско Суарес (схоласт) – общественный договор возникает в столкновении разнородных интересов. А) Закон естественный – вопрос о морали. Б) Закон положительный – о политике.
Жан Баден – суверенитет как важнейший признак государства. Власть над подданными ничем не связана. Государство имеет неограниченную свободу в плане подчинения. Народ может существовать в качестве отдельной правовой организации.
4. Теория насилия – возникновение государства объясняется завоеванием одних народов другими. После завоевания народы победители утверждают государство как специальную организацию, способную обеспечить, сохранить им власть. Силовым структурам, ведомствам придается основное значение: суд, армия, полиция, фискальные структуры (налоги). Деятели: Каутский, Дюрих, Буплович. Естественный отбор государств.
5. Органическая теория
Деятели: Огюст Конт – государство как социальное явление в развитии.
6. Марксистская – усложнение социальной организации, порождаемое имущественным расслоением, создает расслоение в обществе. То есть разделение общества на антагонистические классы. Появление прибавочного продукта и частной собственности. Основным фактором является социально-экономический.
7. Психологическая – происхождение государство объясняется особенностями психики человека, её особым состоянием.
Деятели:
Коркунов – цитаты людей получивших власть, к которой стремились.
Фрезер “золотая ветвь человечества”
8. Ирригационная – влияние географических особенностей на образование государства. Для создания и поддержании ирригационной (орошение) системы необходимо большое количество людей, которыми необходимо управлять, на основе этого возникает аппарату управления->государство.
Деятели:
Витт Фогель – процессы создания ирригационных систем, требовали создания систем управления. То есть государство создавалось для того, чтобы контролировать ирригационные системы. Процесс разделён на части: необходимость прокладки ирригационных систем, необходимость знания землемерных работ, необходимость знания земледелия. Потребность управлять большим количеством населения.