Особенности мотивационной сферы в инновационной деятельности учителя

Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в педагогической инноватике. Несомненно, только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит эффективное осуществление этой деятельности.

Традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Уточняя виды профессиональных мотивов учителя, можно выделить следующие: материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации.

Рассмотрим, как строится инновационная деятельность учителя при явном доминировании одного из перечисленных мотивов.

1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением по введению нового (материальное вознаграждение, удовлетворительные условия труда и режим работы, ослабление требований и контроля).Эти факторы можно отнести к стимулам внешней мотивации. По данным опроса учителей различных регионов такие учителя составляют 22%.

2. Мотивы внешнего самоутверждения (через внешнюю положительную оценку окружающих). В этом случае учитель занимается инновационной деятельностью ради положительного общественного резонанса. Этот мотив можно назвать мотивом престижа. По данным опроса такие учителя составляют 30%.

3. Профессиональный мотив. Адекватно мотивированные учителя наиболее последовательны и настойчивы. Характерной для такого вида мотивации является направленность инновационной деятельности на ученика. Отвечая на вопрос: «Что побуждает Вас вводить новшество в педагогический процесс?», педагоги с профессиональной мотивацией отвечали следующее: стремление стимулировать детей к большей активности (33%); желание изучить индивидуальные особенности учащихся (18%); стремление развить творческие способности детей (7%); желание добиться лучшего усвоения знаний и умений учениками (39%).

4. Мотивы личностной самореализации (потребность в самоактуализации). Для эффективного осуществления инновационной деятельности требуется высокий уровень личностного саморазвития педагога. Мотивы личностной самореализации отметили 27% учителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: