Проблема авторских прав

Электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучения закрыты, т.е. показаны только демо-версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве. Открытые курсы, статьи, книги откровенно растаскиваются безо всяких ссылок. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно-образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов.

Мы коснулись только проблем, связанных, в основном, с педагогической стороной дистанционной формы обучения. Конечно, существуют и другие проблемы, связанные, например, с необходимостью систематического обновления аппаратного парка, программного обеспечения, соответственно постоянного повышения уровня владения пользовательскими навыками преподавателями и много других проблем.

Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий.

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ И КАНАДЕ

Дистанционное образование уже давно заняло вполне прочную позицию в системе образования. Во-первых, оно более массово, во-вторых, оно дешевле очного, а в-третьих, обучение происходит без отрыва от дома, причем диплом котируется в равной степени с полученным очно.

Мало кому известно, что одной из сильнейших стран в этой области является Канада. На данный момент в ней только университетов, имеющих программы дистанционного обучения, - более сорока.

Одним из преимуществ канадского дистанционного образования является использование совокупности нескольких технологических средств, каждое из которых отвечает за свою область. Другое преимущество - это кооперация преподавателей нескольких университетов для разработки и внедрения оптимальных программ заочного обучения и проведение аудио- и видеоконференций между преподавателями и студентами-заочниками.

Дистанционные программы действуют в Канаде как на английском, так и на французском языке, хотя первых больше. Так, четыре десятка программ в самых разных областях знания, от наук об окружающей среде до государственного управления, предлагает University College of Cape Breton.

В России первые опыты использования телекоммуникаций в школьной практике определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. В коммерческих вузах дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а значит, и финансирования. Именно поэтому с середины 1990-х годов дистанционное обучение стало вводиться в вузах более интенсивно, чем в школах. Весьма заметные сдвиги произошли и в сфере повышения квалификации, причем не только в системе общего и высшего образования, но и во всех отраслях производства, где выгодно осуществлять переподготовку персонала без отрыва от основной работы.

Дистанционное обучение тесно связано с Интернет-образованием, но не тождественно ему, и с точки зрения понятий второе является видовым отличием первого, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения с использованием глобальных ресурсов. Интернет-обучение не обязательно предполагает удаленность учителя и учеников. Например, все они могут заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.

В России уровень компьютеризации и технического оснащения не только школ, но и частных (индивидуальных) пользователей ниже, чем в Канаде. Люди, проживающие в небольших населенных пунктах, зачастую не имеют возможности выхода в Интернет.

Другой причиной узкого использования данной технологии является то, что на данный момент не существует единых систематизированных требований к обучающимся, в следствие чего нельзя получить нужный объем учебной информации по некоторым дисциплинам.

Но, безусловно, у дистанционного обучения как в России, та и в Канаде, большое будущее.

В качестве возможной перспективной области стандартизации можно также выделить направление, связанное с обеспечением динамической обратной связи учащегося с преподавателем. Текст, передаваемый по сети, становится автономным объектом, и его изменения не отражаются на оригинале текста, размещенном в самом Интернете. Это не всегда удобно в работе, в частности при создании портфеля ученика. Разрабатываются разные частные решения этой проблемы, но правка оригиналов текстов, размещенных в самом Интернете, пока остается нестандартной и довольно трудоемкой задачей. Создание стандартных средств решения такой проблемы значительно способствовало бы развитию технологий дистанционного обучения.

Нет пока и достаточной стандартизации технологических решений, применяемых при организации форумов и чатов, не говоря уже о видеоконференциях. Достижения такой стандартизации можно ожидать в среднесрочной перспективе после накопления соответствующего опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: