Литературно-эстетическая мысль классической немецкой философии

Практическое занятие 1.

ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ

План занятия

1. Зарождение эстетической мысли. Теории искусства эпохи античности: Аристотель, Платон.

2. Платон: художественно-эстетическая выразительность как чувственное воплощение предельных сущностей.

3. Аристотель о миметической природе искусства.

4. Разработка основных эстетических категорий.

5. Теория катарсиса.

6. Понятие энтелехии и механизмы художественного творчества.

Вопросы:

Как толкование Платоном природы прекрасного в искусстве влияет на выявление социальных возможностей художественного творчества?

В какой мере, по мнению Аристотеля, возможно достижение художественного совершенства на негативном материале; как решается им проблема «искусство и зло»?

Какое значение имеет понятие энтелехии для уяснения природы художественного творчества?

Литература:

Основная:

Аристотель. Поэтика. М. 1957.

Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1,2.

Дополнительная:

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996.

Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.


Практическое занятие 2.

ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

План занятия

1. Эстетические воззрения Канта. Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости в эстетике Канта.

2. Историческое значение эстетики Гегеля. Объяснение красоты как порождения духа и диалектическое решение ряда теоретических вопросов искусства (понятие образа, соотношения фор­мы и содержания). Развитие принципов диалектики применительно к литературоведению (учение о конфликте). Определение некоторых теоретико-литературных понятий.

3. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга.

Вопросы:

1. B чем же суть художественного творчества, по Канту?

2. Изложите основные положения учения Канта о прекрасном и специфике эстетического суждения.

3. Почему процесс художественного творчества представляется Канту более продуктивным, чем его результат?

4. В чем значение гегелевской эстетической концепции?

5. Какова связь эстетики с тремя основными стадиями саморазвития «абсолютной идеи»?

6. Что такое, по Гегелю, «дух, созерцающий себя в полной свободе»?

7. В чем особенность различения Гегелем теоретического и практического отношения человека к предметам мира?

8. Каковы, согласно Гегелю, функции эстетического познания? Какова его история (в частности, античная) по Гегелю?

9. Как Шеллинг определяет своеобразие искусства и художественного символа?

Литература:

Основная:

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - М. 1968 – 1973. Т. 1-4.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. – М., 1966.

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соб. соч.: в 6 т. Т.5. – М., 1964.

Дополнительная:

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Афасижев Н.Э. Эстетика Канта. М., 1975.

Философия Гегеля и современность. М., 1973.

Гулыга А.В. Кант. М., 1981.

Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982.

Лекции по истории эстетики. Л., 1975. Т.2.

Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: