Стержневые электроды изготавливаются из обрезков арматурной стали диаметром 6 – 10 мм и устанавливаются перпендикулярно оси конструкции через отверстия, просверленные в опалубке. Концы электродов для присоединения проводов должны на 5 – 6 см выступать из конструкции. Размещение электродов должно обеспечивать равномерный прогрев бетона, для чего рекомендуется групповое их расположение – к каждой фазе присоединяются несколько электродов или несколько групп электродов
(рис.4.1).
В табл. 4.2 приведены рекомендуемые расстояния между электродами, включаемых в трехфазную цепь. При использовании однофазной схемы величины не изменяются, а - принимаются на 10-15% меньшими.
Рис.П4.1. Схемы размещения стержневых электродов в бетонной
конструкции
а – в случае трехфазной сети; б – в случае однофазной сети
Таблица П4.2
Расстояния между стержневыми электродами, включаемыми в
трехфазную сеть
Напряжение В | Расстояния см | При наибольшей удельной мощности, кВт/ м3 | ||||||||
2,5 | ||||||||||
b h b h |
В качестве источников электроэнергии для электропрогрева бетона используются:
|
|
1. Специальные комплектные трансформаторные подстанции КТП-ОБ-63 и КТПТО-80-86 с трехфазными трансформаторами 63 и 80 кВА соответственно
(табл. 4.3). Изменение напряжения на разных стадиях электропрогрева
осуществляется переключением схемы соединения вторичных обмоток с
на . Кроме того, предусмотрена ступенчатая регулировка выходного напряжения путем переключения числа витков первичных фазных обмоток. Подстанции имеют все необходимые устройства коммутации, управления, защиты и измерений.
2. Трехфазные и однофазные автотрансформаторы (табл.4) с плавным
регулированием вторичного напряжения (с помощью сервопривода).
При использовании автотрансформаторов необходима дополнительная комплектация коммутационной аппаратурой, устройствами защиты и измерительными приборами.
3. В отдельных случаях при трехфазной сети могут быть применены также однофазные сварочные трансформаторы (табл. 4.5) с ручной регулировкой сварочного тока.
Таблица 4.3
Основные технические данные специальных комплектных
трансформаторных трехфазных подстанций для электропрогрева бетона
Подстанция | Основные технические данные | |||||||
Sном, кВА | U1, В | U2 (В) при разных положе- ниях переключателей витков трансформаторов | ||||||
Y/Y - 0 | Y/Δ – 11 | |||||||
КТП – ОБ – 63 | ||||||||
КТПТО – 80 – 86 |
Сварочные трансформаторы соединяются в трехфазную схему (рис.4.2). Изменение напряжения при электропрогреве бетона осуществляется путем переключения схемы соединения вторичных обмоток. Так, при схеме «треугольник» напряжения между электродами разных фаз равно рабочему напряжению однофазного трансформатора, а при схеме «звезда» - в раз больше. Как и в случае автотрансформаторов, здесь также необходима
|
|
дополнительная комплектация устройствами коммутации и защиты, измерительными приборами.
Таблица 4.4
Основные технические данные автотрансформаторов
Марка автотрансформатора | Sном кВА | U1 В | U2 В | |
Трехфазные | АТРМК-25/0,5 АТРМК-40/0,5 АТРМК-63/0,5 АТРМК-100/0,5 АТРМК-160/0,5 АТРМК-250/0,5 | 30 - 430 | ||
Однофазные | РОТ-25/0,5 РОТ-40/0,5 РОТ-63/0,5 РОТ-100/0,5 РОТМ-250/0,5 | 380; | 0-380; 0-230 |
Таблица 4.5
Основные технические данные однофазных трансформаторов для
ручной дуговой сварки
Данные | Трансформаторы | ||||||
ТД-102 | ТДМ - - 317 | ТДМ - - 401 | ТДМ - - 503 | СТШ - - 250 | СТШ - - 500 | СТШ - - 500 - 80 | |
S(кВА) | |||||||
U1 (В) | 220/380 | 220/380 | |||||
U2 (В) | 26,4 | 32,6 | |||||
ПВ(%) |
4.3. Последовательность расчета электрической мощности