Кризис государственно-политической системы в царствование Николая II

В 80-е гг. ХIХ в. окончилось территориальное формирование Российской империи. Это была огромная мировая держава, существенно влиявшая на ход мировых дел.

Российская империя являлась одним из немногих абсолютистских государств в Европе, власть ее правителя не ограничивалась никакими выборными органами. Самодержавная монархия и ее институты были наследием феодальной эпохи, между тем в стране развивался капитализм.

Приложение 24 к теме 5.1. Схема «Система высшего и центрального управления в Российской империи в начале XX века».

Государственный совет был наделен законосовещательными функциями. Он состоял из лиц, назначаемых царем, и министров.

Компетенция Государственного совета состояла в том, чтобы обсуждать законопроекты, вносимые по инициативе монарха и при его согласии и разработанные в соответствующих министерствах.

Главным органом административной власти являлся Комитет министров, который возглавлял председатель. В состав Комитета министров входили не только министры, но и главы департаментов и государственных управлений.

На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрения разных министерств.

К началу ХХ в. в России действовали 15 министерств, наиболее важными из которых были министерства иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения, народного просвещения и др.

Император считался главой суда и судебного управления, и весь суд осуществлялся от его имени.

Свой надзор за судом царь осуществлял через Правительствующий Сенат, наблюдавший за тем, чтобы распоряжения верховной власти исполнялись на местах.

Царь являлся главой Русской Православной Церкви, но непосредственно делами церковного управления ведал Святейший Синод, учрежденный еще при Петре I.

В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин.

В составе Российской империи с 1809 г. находилось и Великое княжество Финляндское, главой которого был российский император, и которое имело широкую внутреннюю автономию:

собственное правительство,

внутреннюю таможню,

свою денежную единицу.

Губернии делились на уезды, а области - на округа. Уезд являлся низшей административной единицей.

В конце XIX в. земское управление было введено в 34 губерниях, а в остальных районах делами местного хозяйства ведали правительственные органы.

И сам царизм, и система государственной власти управления вызывали недовольство представителей нелегальных политических партий (легальных партий на рубеже веков все еще не было), классов и социальных групп, чьи интересы эти партии выражали.

Принятые в ходе Первой русской революции самодержавием решения по трансформации сложившейся системы государственного устройства, о которых мы будем говорить далее, не смогли, да и не могли разрешить кризис застоя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: