Ход урока

Технологическая карта урока

Г.

Класс: 3 «Б»
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Животные. Приспособления животных к условиям жизни»
Цель: продолжать формировать представление о животном мире
Задачи: Образовательная:актуализировать и упорядочить знания детей о классификации животных и их групповыми признаками. Воспитательная: воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир. Развивающая: развивать познавательные интересы учащихся, наблюдательность, внимание, устную речь.
УУД (формируемые): Личностные: У обучающегося будут сформированы: представление о причинах успеха в учёбе, положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Познавательные: Научиться понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; обобщать; получать возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные: Научить первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; научиться сотрудничать с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Планируемый результат: Учащийся научится: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать собственную работу;
Тип урока: Закрепление новых знаний
Оборудование: Учебник Н.Ф.Виноградовой, презентация

Ход урока

Этапы Содержание Примечания
Орг. момент Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Александровна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должен лежать учебник окружающего мира. Дети готовятся к уроку
Опрос пройденного материала Отгадайте загадки: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в серой шубке - летом. (Заяц)   Не рыбак, а сети расставляет. (Паук)   Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)   Горбатый мост на четырёх ногах стоит.(Верблюд) -Итак, мы отгадали загадки, как вы думаете о ком они? (О животных) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О животных) Правильно, говорить сегодня мы будем о животных. Животные относятся к живой или неживой природе? (К живой) Докажите это. (Животные питаются, дышат, размножаются, реагируют на изменения в окружающей среде) Посмотрите на экран. Что изображено? (Цепь питания) Объясните цепь питания (Растение-заяц-лиса и т.д.) Каково значение животных в жизни природы (Животные опылители, перевозчики, рыхлители) Кто же такие животные? Сделайте вывод. (Животные-часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими органами. Всё в природе взаимосвязано) Что такое фауна? (Мир животных) Из чего состоят все животные? (Из клеток) Что такое клетка? (Основа строения живых организмов) На какие группы делятся животные? (На одноклеточные и многоклеточные, многоклеточные делятся на беспозвоночных и позвоночных) Дайте определение одноклеточному животному (Состоит из одной клетки) Приведите пример (Амёба обыкновенная) Дайте определение многоклеточному животному (Состоит из множества клеток) Приведите пример (Крот, ящерица…) Как животные ориентируются в окружающей среде? (С помощью органов чувств) Чем важны органы чувств животным? (С помощью органов чувств животные слышат звук, видят добычу, различают запах, ощущают прикосновение) От чего зависят особенности органов чувств животных? (От условий их жизни и поведения) Животные не могут сами создавать вещества для своего питания. Что они используют для питания? (Животные используют готовые питательные вещества) Где содержатся эти вещества? (Они содержатся в растениях или в организмах других животных) Посмотрите на экран. Какое животное изображено? (Суслик) Чем он питается? (Растениями и их частями) Какое это животное по способу питания? (Растительноядное) Какое животное изображено? (Щука) Чем он питается? (Другими животными) Какое это животное по способу питания? (Хищное) Кого вы ведете на экране? (Клеща) Чем он питается? (Кровью других животных) Какое это животное по способу питания? (Паразит) Кого вы видете на экране? (Кузнечика) Чем он питается? (Растениями и животными) Какое это животное по способу питания? (Всеядное) В отличие от растений, которые живут в основном на одном месте, большинство животных передвигаются в поисках пищи, воды или спасаясь от врагов. Какие животные бегают? (Лев, лиса, рысь) Какие животные плавают? (Щука, кит) Какие животные прыгают? (Кенгуру, кузнечик) Какие животные летают? (Орёл, стрекоза) Какие животные ползают? (Змея, червь)   Дышат ли животные? (Да) Чем они дышат? (Воздухом, в состав которого входит кислород) Назовите органы дыхания водных животных (Жабры) Назовите органы дыхания наземных животных (Лёгкие) Назовите органы дыхания насекомых (Трахея-дыхательная трубка)   Как животные продолжают свой род? (Размножаются) Что такое размножение? (Размножение-признак всех живых существ. На смену погибшим организмам приходят новые-возникают молодые поколения таких же растений и животных)   Какие животные откладывают яйца? (Ласточка, черепаха) Какие животные откладывают икру? (Карась, щука) Какие животные рождают детёнышей? (Лиса, олень)   Мы поговорили о животных, об их разнообразии, о том как они питаются, передвигаются, дышат и размножаются. А теперь мы немного отдохнём.   Физ.минутка А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, Вперёд, назад. Повернулись влево, вправо, Тихо сели… Вновь за дело. Ребята, посмотрите на экран. Какое животное изображено? (Куница) В какой среде обитает куница? (В наземной) В какой местности она обитает? (В Тайге) Куница одноклеточное или многоклеточное животное? (Многоклеточное) Какое это животное по способу питания? (Всеядное) Составьте цепь питания куницы (Пшеница-мышь-куница) Каким способом передвигается куница? (Бегает) Назовите органы дыхания куницы (лёгкие) Как появляются детёныши куницы? (Рождаются) Беседа с учащимися     Слайды 1-5   Слайд 6     Слайд 7   Слайд 8   Слайд 9   Слайд 10     Гимнастическая физ. минутка     Слайд 11  
Открытие нового знания   Закрепление новых знаний   Животные по-разному приспосабливаются к жизненным трудностям. Укрытия помогают им переждать морозную зиму.   Где прячутся зимой некоторые животные? (В берлогах, норах, в снегу)   Назовите животных, впадающих зимой в спячку? (Ежи, летучие мыши, медведи, бурундуки, сурки)   Зимний сон или спячка является важнейшей защитой животных, к которым можно отнести медведей, енотов, барсуков и хомяков. Зимний сон позволяет перенести этим животным неблагоприятные климатические условия.   Какие животные делают запасы корма? (Бобры, белки, хомяки)   Зимой корма намного меньше. И такие животные как бобры и белки запасаются кормом на зиму, чтобы в холодное время года им было чем питаться.   Ребят, а что происходит с шерстью кошек и собак, когда подходят холода? (Она становится гуще)   Также и у зверей к зиме становится гуще шерсть, а у птиц перья. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее, т.к. воздух плохо проводит тепло. Зимой и растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снеге, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, который и сохраняет тепло тела. Между густыми волосками зимнего меха зверей задерживается больше воздуха, и им не холодно.   Какое значение для животных имеет совместная жизнь в группах, колониях? (Это им позволяет защищаться от врагов и находить корм)   Одно животное проще поймать, чем группу животных. Поэтому многие животные живут группами. Это позволяет им защититься от врагов и находить корм.   У некоторых млекопитающих, таких как бобры, львы, волки, гиены, гиеновые собаки и шакалы, живущих в группах, распределяются роли, или происходит разделение труда. Охотясь или охраняя территорию, каждый член группы выполняет свое, четко определенное действие. Замечательным примером разделения труда славятся бобры. У группы животных, совместно занимающих хатку, всегда имеются «дежурные», которые по очереди следят за безопасностью малышей. Другие особи снабжают группу пищей, третьи - строят, четвертые - воспитывают потомство и т. д.   У животных приспособлением к условиям обитания может являться форма тела, окраска и поведе­ние. Так, например, копыта лошади явля­ются наиболее удобные для быстрого бе­га по открытым местностям, у кошачь­их втягивающиеся когти благодаря которым они бесшумно передвигаются, у водных обитателей тело для пере­мещения в воде (например, у дельфина), у птиц формируется форма крыла. Некоторые насекомые напоминают веточки и листья растений, среди кото­рых обитают. Некоторые организмы спо­собны принимать окраску, похожую фону, на котором они живут, напри­мер хамелеон. Также некоторые животные имеют яркую окраску, которая делает их очень заметными, что отпугивает хищников. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые змеи. Яркая окраска заранее предупреждает хищника о несъедобности и опасности объекта нападения.   Откройте учебник на с. 109. Прочитайте задание над изображениями. Как вы думаете, какое значение для птиц имеет совместная жизнь? Прочитайте задание под изображением. *Установлено, что животные, которых воспитывал человек, как правило, погибают на воле. Как ты думаешь, почему?     Слайд 12   Слайд 13     Слайд 14 Слайд 15   Слайд 16   Слайд 17   Работа с учебником
Итоги урока Где прячутся зимой некоторые животные? Какие животные впадают зимой в спячку? Какие животные делают запасы корма? Почему у некоторых зверей и птиц мех и оперение зимой изменяются? Почему животные объединяются в группы?  
Д/з с. 107-109 (пересказ)  

Подпись учителя: ______________ Т.Е. Гузь

Подпись методиста: ____________ Л.А. Дыдычкина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: